Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Тверской области от 27.12.2013 по делу N А66-9551/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 приложения N 2 к Приказу Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.11.2010 N 772-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую МУП "Коммунальные системы" для потребителей городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского муниципального района">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2013 г. по делу № А66-9551/2013

(резолютивная часть объявлена 20.12.2013)
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Басовой О.А., судей Пугачева А.А., Беловой А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кобозовой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Егоровой Светланы Александровны, пгт. Новозавидовский
к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия Тверской области, г. Тверь,
с участием заинтересованных лиц:
муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы" МО "Городское поселение поселок Новозавидовский", Прокуратуры Тверской области,
о признании недействующим Приказа ГУ РЭК Тверской области № 772-нп от 29.11.2010,
при участии представителей:
заявителя - не явился,
ответчика - Волченко В.С., по доверенности,
МУП "Коммунальные системы" - не явился,
прокуратуры Тверской области - Филипповой В.М.,

установил:

Егорова Светлана Александровна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим пункта 1 Приложения № 2 к Приказу Главного управления "Региональная энергетическая комиссия Тверской области" (далее - ответчик, РЭК) от 29.11.2010 № 772-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую МУП "Коммунальные системы" для потребителей городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского муниципального района".
К участию в деле привлечена прокуратура Тверской области (далее - Прокуратура), а также в качестве заинтересованного лица муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные системы" МО "Городское поселение поселок Новозавидовский" (далее - МУП).
В судебное заседание представитель заявителя, надлежаще извещенного о времени и месте его проведения, не явился, дело рассматривается в его отсутствие по правилам статьи 156 АПК РФ.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
По мнению Прокуратуры, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
МУП также оснований для удовлетворения требований заявителя не усматривает.
Как следует из материалов дела, МУП является теплоснабжающей организацией, осуществляющей данную деятельность в поселке Новозавидовский Конаковского района Тверской области.
Приложением № 2 к Приказу РЭК от 29.11.2010 № 772-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую МУП "Коммунальные системы" для потребителей городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского муниципального района" установлены соответствующие тарифы, действующие с 01.01.2011, для иных потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (горячая вода), в размере 1312,95 руб./Гкал. В соответствии с примечанием к данному приложению к иным потребителям отнесены юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности, население и исполнители коммунальных услуг на нужды отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда.

Названный Приказ опубликован в газете "Тверская жизнь" от (приложение 27. 202) от 02.12.2010.
Заявитель, не согласившись с размером установленных тарифов, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование требований указал на экономическую необоснованность оспариваемого тарифа, а также на отсутствие возможности его сопоставления с аналогичным тарифом, установленным на 2010 год ввиду признания последнего недействующим в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Ссылки заявителя на положения Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" являются несостоятельными, поскольку данный Закон утратил силу с 01.01.2011, в силу чего не применяется к регулированию тарифа, установленному на 2011 год.
В спорный период и в настоящее время регулирование тарифов на тепловую энергию осуществлялось и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила государственного регулирования), утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с вышеперечисленными актами.
Согласно пункту 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, а также оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя относятся к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, то есть видами деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с данным Федеральным законом государственному регулированию.
В частности, регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов (подпункт 4 пункта 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении), тарифы на услуги по передаче теплоносителя.
Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 названного закона).
Основными принципами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Статьей 9 Закона о теплоснабжении предусмотрены методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения: 1) метод экономически обоснованных расходов (затрат); 2) метод индексации установленных тарифов; 3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; 4) метод сравнения аналогов.
Из материалов тарифного дела усматривается, что спорный тариф установлен с применением метода экономически обоснованных затрат на основании представленных МУП сведений по составу и объему затрат.
Заявитель, указывая на экономическую необоснованность оспариваемого тарифа, каких-либо конкретных обстоятельств, подтверждающих данный довод, не привел. Судом таких обстоятельств не установлено.
Доводы заявителя о невозможности сопоставления размера спорного тарифа с аналогичным тарифом, установленным на 2010 год, также являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 8 Закона о теплоснабжении предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат регулированию.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Таким органом является ФСТ России в соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322.
Приказом ФСТ РФ от 07.10.2010 № 244-э/2 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год.
Максимальная величина роста тарифа на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, на 2011 год в среднем по Тверской области составила 111,7%.
Данная величина роста тарифа, как указано выше, установлена в среднем по Тверской области. Величина роста тарифа в конкретных городских округах, городских и сельских поселениях области может отличаться от указанной величины в большую либо в меньшую сторону.
Приказом РЭК Тверской области от 29.11.2010 № 505-нп утверждены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год по городским округам, городским и сельским поселениям Тверской области. Предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для городского поселения поселок Новозавидовский установлен в размере 115%.
Таким образом, в указанном поселении тариф на тепловую энергию, установленный на 2011 год, не должен превышать аналогичный тариф, установленный на 2010 год, более чем на 115%.
Как верно указал заявитель, решением Арбитражного суда Тверской области от 13.05.2010 по делу № А66-864/2010 признан недействующим пункт 1 приложения № 2 Приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области № 235-нп от 25.12.2009 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую МУП "Коммунальные системы" городское поселение поселок Новозавидовский для потребителей", в части установления тарифа на тепловую энергию в размере 1161,87 руб./Гкал (НДС не облагается), как не соответствующий положениям Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации".
В то же время Приказом РЭК от 18.08.2010 № 212-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую МУП "Коммунальные системы" для потребителей городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района" со сроком действия до 31.12.2010, которым установлен тариф для потребителей поселка Новозавидовский Конаковского муниципального района по бюджетным и прочим потребителям в размере 1592,60 руб./Гкал (без НДС), по жилищному фонду - 1161,90 руб./Гкал. (без НДС).
Указанный Приказ никем не оспорен, недействующим не признан.
Следовательно, сравнение тарифа, установленного на 2011 год, с целью определения его соответствия установленной величине предельного роста следует производить применительно к тарифу, установленному Приказом РЭК от 18.08.2010 № 212-нп.
Сравнение показывает, что величина роста тарифа на тепловую энергию для населения по городскому поселению Новозавидовский в 2011 году составила 113% по отношению к тарифу 2010 года, что не превышает предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для городского поселения поселок Новозавидовский и соответствует требованиям Закона о теплоснабжении, Основам ценообразования и Правилам государственного регулирования.
Иных доводов в обоснование своей позиции заявитель не привел.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае судом установлено, что оспариваемые заявителем нормативные правовые акты соответствуют Закону о теплоснабжении, Правилам государственного регулирования, Основам ценообразования, не противоречат иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, не установлено нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Тарифы установлены с соблюдением требований Закона о теплоснабжении об обеспечении доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей и экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
По правилам статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями ст.ст. 110, 167 - 170, 191 - 196 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

решил:

В удовлетворении требований Егоровой Светланы Александровны о признании недействующим пункта 1 Приложения № 2 к Приказу Главного управления "Региональная энергетическая комиссия Тверской области" от 29.11.2010 № 772-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую МУП "Коммунальные системы" для потребителей городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского муниципального района" отказать.
Признать пункт 1 Приложения № 2 к Приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области от 29.11.2010 № 772-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую МУП "Коммунальные системы" для потребителей городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского муниципального района" соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилам государственного регулирования и применения тарифов на энергетическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Расходы по уплате государственной пошлины оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Председательствующий судья
О.А.БАСОВА

Судьи
А.А.ПУГАЧЕВ
А.Г.БЕЛОВА


------------------------------------------------------------------