Решение Арбитражного суда Тверской области от 26.06.2013 по делу N А66-12926/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области от 22.12.2011 N 732-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую филиалом "Конаковская ГРЭС" ОАО "Энел ОГК-5" для потребителей городского поселения город Конаково">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу № А66-12926/2012
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2013 года. Решение в полном объеме изготовлено 26 июня 2013 года.
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Беловой А.Г., судей Голубевой Л.Ю., Рощиной С.Е., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Пустобаевой Ю.А., при участии представителей: заявителя - Кирсанова Л.В. по доверенности (паспорт), ответчика - Котикова Ю.Б. по доверенности (паспорт), Волченко В.С. по доверенности (паспорт), от филиала "Конаковская ГРЭС" ОАО "Энел ОГК-5" - Клементьева Д.А. по доверенности (паспорт), от администрации - Суворова А.А. по доверенности (паспорт), Прокуратуры Тверской области - Филипповой В.М. (удостоверение), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Энергетик" Муниципального образования "Городское поселение город Конаково" (г. Конаково) к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (г. Тверь)
третьи лица: Федеральная служба по тарифам (г. Москва); администрация Муниципального образования "Городское поселение города Конаково" (г. Конаково); Филиал "Конаковская ГРЭС" ОАО "Энел ОГК-5" (г. Конаково)
с участием Прокуратуры Тверской области (г. Тверь)
о признании недействующим Приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 22.12.2011 № 732-нп
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Энергетик" Муниципального образования "Городское поселение город Конаково" (далее - Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании Приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - РЭК) от 22.12.2011 № 732-нп недействующим.
Заявленные требования мотивированы несоответствием оспариваемого нормативного акта Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказу ФСТ РФ от 06.10.2011 № 241-э/6 "О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на 2012 год".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Федеральная служба по тарифам; администрация Муниципального образования "Городское поселение города Конаково"; Филиал "Конаковская ГРЭС" ОАО "Энел ОГК-5".
В порядке пункта 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила Прокуратура Тверской области.
РЭК возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела (т. 4 л.д. 19 - 22).
Муниципальное учреждение "Администрация города Конаково" поддержало позицию заявителя, представлен отзыв (т. 1 л.д. 56 - 57).
Филиал "Конаковская ГРЭС" ОАО "Энел ОГК-5" возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям письменного отзыва (т. 1 л.д. 32 - 34).
Прокуратура считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, свою позицию отразила в письменном отзыве, имеющимся в материалах дела (т. 6 л.д. 60 - 62).
ФСТ России отзыва не представила, в судебное заседание, о времени и месте которого извещено надлежащим образом, представителя не направила, что не препятствует рассмотрению спора в отсутствие названного третьего лица по правилам статьи 156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Приказом РЭК от 22.12.2011 № 732-нп, опубликованным в газете "Тверская жизнь" № 235 от 24.12.2011, установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую филиалом "Конаковская ГРЭС" ОАО "Энел ОГК-5" для потребителей городского поселения город Конаково.
Полагая, что установленные РЭК Приказом от 22.12.2011 № 732-нп тарифы на тепловую энергию превышают предельные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии за 2012 год, установленные Приказом ФСТ России от 06.10.2011 № 241-э/6 Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства заявителем представлены дополнения к заявлению, в которых содержится расчет убытков за реализованную продукцию и не полученных доходов, образовавшихся, по его мнению, в результате завышения тарифа (т. 1 л.д. 73 - 75), а также дополнения о недоказанности РЭК того обстоятельства, что оспариваемый тариф утвержден в пределах максимальной величины роста тарифа на тепловую энергию (т. 4 л.д. 15 - 18).
Исследовав представленные сторонами документы и доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд первой инстанции приходит к мнению о необоснованности доводов и требований заявителя.
При рассмотрении спора суд исходит из следующего.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьи 41, 65 АПК РФ возлагают обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения соответствующего акта, на орган, его вынесший. Одновременно каждая из сторон должна подтвердить те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Регулирование тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно статьям 7 и 8 Закона о теплоснабжении РЭК, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), наделен полномочиями по установлению тарифа на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии.
На основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 8, статьи 10 Закона о теплоснабжении установление вышеуказанного тарифа осуществляется в соответствии с утвержденными в среднем по субъекту Российской Федерации предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Полномочиями по установлению предельных уровней тарифов в среднем по субъекту Российской Федерации исходя из статьи 10 Закона о теплоснабжении и пункта 5.3.1.11 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, наделена ФСТ России.
Во исполнение данных норм Приказом ФСТ России от 06.10.2011 № 241-э/6 "О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на 2012 год" установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в среднем по субъекту Российской Федерации
При этом согласно данному Приказу установление в среднем по субъекту Российской Федерации предельных уровней тарифа на тепловую энергию, осуществлено без учета дифференциации по видам теплоносителя, термодинамическим параметрам пара (температуре, давлению) и системам централизованного теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В силу подпунктов 5 и 6 статьи 3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Как следует из материалов дела, при установлении тарифов на тепловую энергию РЭК применил метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования), при использовании такого метода регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
В соответствии с пунктами 17 и 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Как следует из пункта 53 Основ ценообразования, Федеральной службой по тарифам установлен предельно минимальный и (или) максимальный уровень тарифов на тепловую энергию, в том числе, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Указанные предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов устанавливаются (в том числе методом индексации) не менее чем на год.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденным на заседании Правительства Российской Федерации 21.09.2011 тариф на тепловую энергию с 01.01.2012 по 30.06.2012 сохраняется на уровне, утвержденном РЭК на 2011 год в размере 665,91 руб./Гкал.
При расчете тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую филиалом "Конаковская ГРЭС" ОАО "Энел ОГК-5" ответчиком условно-постоянные затраты, утвержденные на 2011 год были проиндексированы в соответствии с индексом роста, предложенными ФСТ России на 2011 год для условно-постоянных расходов в размере 3%.
По итогам проведенного ФСТ России анализа мониторинга решений по тарифам на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, принятых РЭК на 2012, превышения предельного уровня по субъекту не выявлено.
Заявителем не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемым нормативным актом, поскольку расходы по уплате тепловой энергии по тарифу, установленному для филиалом "Конаковская ГРЭС" ОАО "Энел ОГК-5" включены полностью при установлении тарифа для заявителя.
Действующим законодательством предусмотрен механизм компенсации возникающих убытков для заявителя, однако последний за таковыми не обращался.
Заявитель не приводит конкретных доводов о том, что какие-либо расходы учтены РЭК необоснованно при установлении оспариваемого тарифа.
Доводы заявителя об отсутствии у консультанта РЭК Котикова Ю.Б. полномочий на выполнение экспертных мероприятий и даче заключения опровергаются представленным в материалы дела распоряжением от 05.05.2011 № 05-Р/т, из которого следует, что именно Котикову Ю.Б. было поручено проведение экспертизы предложений регулируемой организации и составление экспертного заключения.
Данное распоряжение направлено в адрес филиала "Конаковская ГРЭС" ОАО "Энел ОГК-5", что подтверждается реестром почтовых отправлений от 06.05.2013 и квитанциями ФГУП "Почта России" об их приеме.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заявителем при подаче заявления была уплачена государственная пошлина в размере 4000 руб. (платежное поручение № 1050 от 07.11.2012).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины для организаций составляет 2 000 руб.
Таким образом, заявителю в соответствии со статьей 104 АПК РФ подлежит возврату из бюджета 2000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины. Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных Муниципальным унитарным предприятием "Энергетик" Муниципального образования "Городское поселение город Конаково" (ОГРН 1116911001448, ИНН 6911034100), требований отказать.
Признать Приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 22.12.2011 № 732-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую филиалом "Конаковская ГРЭС" ОАО "Энел ОГК-5" для потребителей городского поселения город Конаково" соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказу ФСТ РФ от 06.10.2011 № 241-э/6 "О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на 2012 год".
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. оставить на заявителе.
Возвратить заявителю из федерального бюджета Российской Федерации 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 1050 от 07.11.2012.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
А.Г.БЕЛОВА
Судьи
Л.Ю.ГОЛУБЕВА
С.Е.РОЩИНА
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: