Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Тверской области от 28.08.2013 по делу N А66-3952/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приложения N 2 к Приказу ГУ РЭК Тверской области от 25.12.2012 N 713-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Электросети" для потребителей микрорайона Заводской городского поселения город Бологое, на 2013 год" и приложения N 2 к Приказу ГУ РЭК Тверской области от 25.12.2012 N 714-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Электросети" для потребителей городского поселения Бологое, на 2013 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2013 г. по делу № А66-3952/2013

(резолютивная часть решения объявлена 27.08.2013)
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Басовой О.А., судей Романовой Е.В., Пугачева А.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Амбарцумовой О.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Электросети", г. Бологое,
к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, г. Тверь,
при участии прокуратуры Тверской области, г. Тверь
о признании нормативных правовых актов недействующими (приложения № 2 к Приказу № 713-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Электросети" для потребителей микрорайона Заводской городского поселения город Бологое на 2013 год"; приложения № 2 к Приказу № 714-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Электросети" для потребителей городского поселения Бологое на 2013 год"),
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен надлежаще,
от РЭК - Волченко В.С. - по доверенности,
от прокуратуры - Мироновой М.С. - служебное удостоверение,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Электросети" (далее - заявитель, МУП) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующими Приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - ответчик, РЭК) от 25.12.2012 № 713-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Электросети" для потребителей микрорайона Заводской городского поселения город Бологое на 2013 год" в части приложения № 2 и Приказа РЭК от 25.12.2012 № 714-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Электросети" для потребителей городского поселения Бологое на 2013 год" в части приложения № 2 как несоответствующих Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации утвержденным Постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004.
К участию в деле привлечена прокуратура Тверской области (далее - Прокуратура).
В судебное заседание представитель МУП, надлежаще извещенный о времени и месте его проведения, не явился, дело рассматривается в его отсутствие по правилам статьи 156 АПК РФ.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.
По мнению Прокуратуры, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, МУП является теплоснабжающей организацией, осуществляющей данную деятельность в городе Бологое Тверской области.
Приложением № 2 к Приказу РЭК от 25.12.2012 № 713-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Электросети" для потребителей микрорайона Заводской городского поселения город Бологое на 2013 год" установлены соответствующие тарифы на период действия с 01.07.2013 по 31.12.2013 в размерах 1658,27 руб./Гкал (без НДС) для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии и 1666,44 руб./Гкал (с НДС) для населения.
Тарифы в размерах 1455,29 руб./Гкал (без НДС) и 1543,00 руб./Гкал (с НДС), указанных в данном абзаце, установлены приложением № 1 к Приказу ГУ РЭК Тверской области от 25.12.2012 № 714-нп.
------------------------------------------------------------------
Приложением № 2 к Приказу РЭК от 25.12.2012 № 714-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Электросети" для потребителей городского поселения Бологое на 2013 год" установлены аналогичные тарифы в размерах 1455,29 руб./Гкал (без НДС) и 1543,00 руб./Гкал (с НДС).
Названные Приказы опубликованы в газете "Тверская жизнь" от 28.12.2012 № 239 (27.531).
Заявитель, не согласившись с размером установленных тарифов, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование требований указал на несоблюдение процедуры установления тарифов (несвоевременное его извещение о рассмотрении тарифного дела, не доведение до его сведения проекта решения об установлении тарифов и оснований, по которым отказано во включение в тариф отдельных расходов). Установленные тарифы считает заниженными, экономически необоснованными ввиду занижения расходов по отдельным статьям затрат.
При рассмотрении дела суд исходит из следующего.
В спорный период и в настоящее время регулирование тарифов на тепловую энергию осуществлялось и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила государственного регулирования), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с вышеперечисленными актами.
Согласно пункту 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, а также оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя относятся к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, то есть видами деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с данным Федеральным законом государственному регулированию.
В частности, регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов (подпункт 4 пункта 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении), тарифы на услуги по передаче теплоносителя.
Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 названного Закона).
Основными принципами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Статьей 9 Закона о теплоснабжении предусмотрены методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения: 1) метод экономически обоснованных расходов (затрат); 2) метод индексации установленных тарифов; 3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; 4) метод сравнения аналогов.
Из материалов дела, в частности - заключения РЭК по материалам, представленным МУП для установления тарифа на производство и передачу тепловой энергии, следует, что при установлении спорных тарифов был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат), совмещенный с методом индексации. Индексация произведена применительно к ранее действующим тарифам (1307,63 руб./Гкал без НДС - для жилищных организаций; 1120,0 руб./Гкал без НДС - для жителей микрорайона Заводской; 1455,29 руб./Гкал без НДС - для прочих потребителей).
Определение размера спорных тарифов производилось на основании представленных заявителем в материалы тарифного дела сведений по составу и объему затрат.
Из сводной таблицы расчетных данных по определению тарифа на теплоэнергию, вырабатываемую и передаваемыми отопительными котельными МУП на 2013 год (т. 4, л. 2 - 5) следует, что по ряду статей расчетных данных РЭК приняло сведения о расходах, заявленные МУП. Так, при расчете тарифа приняты данные заявителя о выработке, об отпуске теплоэнергии на технологические цели, о потерях теплоэнергии в сетях, об отпуске в сеть, о затратах на покупную теплоэнергию и другие данные МУП.
При этом в ряде случаев РЭК приняты для расчета расходы в размерах, превышающих заявленные МУП. В частности, в повышенном размере приняты расходы по топливу на технологические цели (позиция 6.1.1), по себестоимости производства и передачи 1 Гкал полезно отпущенной тепловой энергии (позиция 7).
По ряду статей РЭК учел в расчете расходы в размерах, уменьшенных по сравнению с данными МУП. Однако такое уменьшение является обоснованным.
Так, МУП заявило расходы, не учтенные при установлении тарифа на 2012 год, а именно: по статье "Электроэнергия на технологические цели" - 1126,2 тыс. руб.; по статье "Вода на технологические цели" в размере 73332,10 руб.; по статье "Затраты на оплату труда" в размере 2733,7 тыс. руб.; по статье "Отчисления на социальные нужды" в размере 85,3 тыс. руб.; по статье "Расходы на содержание оборудования" в размере 3719,3 тыс. руб.; по статье "Затраты на покупную теплоэнергию" в размере 700,6 тыс. руб.; по статье "Прочие расходы" в размере 863,5 тыс. руб.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу об обоснованности снижения затрат по указанным статьям расходов.
РЭК правомерно не включила в тариф 2013 года расходы за 10 месяцев 2012 года, поскольку в соответствии с пунктом 20 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Расходы за 10 месяцев 2012 года не являются экономически обоснованными расходами расчетного периода, поскольку расчетным периодом является год. Регулируемая деятельность носит сезонный характер, в силу чего данные за 2 месяца отопительного периода существенно изменяют данные по году.
Рассматриваемые расходы могут быть включены при условии представления всех документов, необходимых для их подтверждения, в расчет тарифа на 2014 год.
При рассмотрении принятых расходов МУП в разрезе отдельных статей судом установлено следующее.
В первом полугодии 2012 МУП представило сведения о средней цене покупной электроэнергии на технологические цели, составившей 3,59 руб./кВтч.
Указанная цена проиндексирована РЭК в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 - 2015 г.г., в соответствии с которым индексы дефляторы электрической энергии с июля 2013 года составляют 112 - 115%. Проиндексированная средняя цена составила 4,34 руб. Данные о среднегодовой цене приобретения электрической энергии на технологические цели основаны на документах, представленных МУП. Заложенная в расчет тарифа 2013 года среднегодовая цена электроэнергии не ниже среднегодовой цены энергии, фактически приобретенной заявителем в 2012 году.
Объем воды на технологические цели заложен в расчет тарифа по факту водопотребления (200,59 тыс. м куб.) по проиндексированной цене предыдущих периодов (17,41 руб./м куб.), что превышает фактическую цену приобретения в первом полугодии 2012 года (14,92 руб./ м куб.). Планируемый объем водопотребления, заявленный МУП (227,45 тыс. м куб.) существенно превышает фактический объем потребления предыдущих периодов, при этом ничем не обоснован.
Расчет материалов по химподготовке ("Вспомогательные материалы) представлен МУП без указания объема воды, подлежащей очистке, заявленный расход материалов (1980,79 кг) ни на чем не основан.
РЭК приняла в расчет 826,65 кг материалов, при этом по факту 2011 года расход материалов составил 105,92 кг. Цена материалов заложена в расчет тарифа в размере 6,40 руб./кг, тогда как по факту приобретения 2012 года она составила 6,20 руб./кг. Цена, предложенная заявителем (15,34 руб.) не подтверждена.
Также не подтверждены материалами тарифного дела заявленные МУП расходы на содержание оборудования.
При расчете расходов по заработной плате РЭК приняла во внимание численность работников МУП, занятых в производстве и передаче электроэнергии. Размер оплаты труда проиндексирован применительно к предыдущему периоду.
Кроме того, РЭК учла при расчете тарифа не заявленные МУП выпадающие доходы в размере 6510,00 тыс. руб., включая фонд оплаты труда - 5000,00 руб., социальные отчисления - 1510,00 руб. В итоге рост размера среднемесячной оплаты труда составил 148,92% к ее размеру, заложенному в тариф 2012 года.
Доводы заявителя о необоснованности частичного исключения ответчиком из состава затрат заявленных им расходов не подтверждены ни нормативно, ни документально.
Напротив, РЭК доказала необоснованность включения в расчет спорных затрат по всем позициям.
Таким образом, суд приходит к выводу об экономической обоснованности спорных тарифов.
Доводы заявителя о нарушении его прав в связи с несоблюдением РЭК процедуры установления тарифов опровергаются материалами дела. О времени и месте заседания Правления РЭК по вопросу установления спорных тарифов заявитель был извещен, что подтверждается сообщением МУП от 24.12.2012 (т. 3, л. 51), текстами извещений (т. 3, л. 18, 53). Несоблюдение ответчиком срока направления извещения в данном случае не является существенным нарушением, поскольку руководитель и экономист МУП приняли участие в заседании Правления РЭК 25.12.2012. Данное обстоятельство подтверждено протоколом заседания Правления РЭК от 25.12.2012 (т. 3, л. 33 - 35) в совокупности с явочным листом (т. 3, л. 52).
Таким образом, ответчик обеспечил заявителю возможность знакомиться с материалами тарифного дела, заявлять ходатайства и возражения, приводить свои доводы по всем спорным вопросам, возникающим при установлении тарифа.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае судом установлено, что оспариваемые заявителем нормативные правовые акты соответствуют Закону о теплоснабжении и Правилам государственного регулирования, не противоречат иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, не установлено нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Спорные тарифы установлены в размерах, превышающих аналогичные тарифы предшествующих периодов. Убыточность тарифов не доказана. Тарифы установлены с соблюдением требований Закона о теплоснабжении об обеспечении доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей и экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
По правилам статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении требований МУП расходы по уплате государственной пошлины остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями 110, 156, 167 - 170, 191, 192, 194 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области

решил:

В удовлетворении требований муниципального унитарного предприятия "Электросети" о признании недействующими Приказа Главного управления "Региональной энергетической комиссии" Тверской области от 25.12.2012 № 713-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Электросети" для потребителей микрорайона Заводской городского поселения город Бологое на 2013 год" в части приложения № 2 и Приказа Главного управления "Региональной энергетической комиссии" Тверской области от 25.12.2012 № 714-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Электросети" для потребителей городского поселения Бологое на 2013 год" в части приложения № 2 как несоответствующих Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации утвержденным Постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004, отказать.
Признать Приказ Главного управления "Региональной энергетической комиссии" Тверской области от 25.12.2012 № 713-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Электросети" для потребителей микрорайона Заводской городского поселения город Бологое на 2013 год" в части приложения № 2 и Приказ Главного управления "Региональной энергетической комиссии" Тверской области от 25.12.2012 № 714-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Электросети" для потребителей городского поселения Бологое на 2013 год" в части приложения № 2 соответствующими Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации утвержденным Постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004.
Расходы по уплате государственной пошлины оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
О.А.БАСОВА

Судьи
Е.В.РОМАНОВА
А.А.ПУГАЧЕВ


------------------------------------------------------------------