Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Тверской области от 14.11.2013 по делу N А66-5930/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа ГУ РЭК Тверской области от 27.12.2012 N 912-нп "О внесении изменений в Приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 12.04.2012 N 108-нп">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу № А66-5930/2013

(резолютивная часть решения объявлена 07.11.2013)
Арбитражный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Голубевой Л.Ю.,
судей Балакина Ю.П., Пугачева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кальницкой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества "Энергосети", г. Ржев,
к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, г. Тверь,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тверьэнерго", г. Тверь,
при участии Прокуратуры Тверской области
об оспаривании нормативного правового акта
при участии в заседании
от истца (заявителя) - Смирновой Н.С., по доверенности,
от ответчика - Пестовой А.С., по доверенности, Шурминой Е.Г., по доверенности,
от 3-го лица - Шустовой В.В., по доверенности,
от Прокуратуры Тверской области - Филипповой В.М.

установил:

Закрытое акционерное общество "Энергосети", г. Ржев, (далее - Общество, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим Приказа Государственного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - ГУ РЭК, ответчик) № 912-нп от 27.12.2012 "О внесении изменений в Приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия Тверской области" от 12.04.2012 № 108-нп" (далее - оспариваемый нормативный акт), как несоответствующий Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ), а также Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1178 от 29.12.2011 (далее - Основы ценообразования).
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Тверьэнерго", г. Тверь, (далее - третье лицо) возражало против удовлетворения заявленных требований.
Прокуратура Тверской области, принявшая участие в деле в порядке ст. 52 АПК РФ, представила письменный отзыв, согласно которому просит в удовлетворении заявления отказать.
Как следует из материалов дела, и объяснений представителей участвующих в деле лиц, Приказом ГУ РЭК Тверской области № 108-нп от 12.04.2012 года "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ЗАО "Энергосети" городской округ город Ржев и филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" на 2012 год" (далее - Приказ № 108-нп) утверждены долгосрочные параметры регулирования для Общества, как территориальной сетевой организации, на 2012 - 2014 годы.

Оспариваемым Приказом ГУ РЭК № 912-нп от 27.12.2012 (опубликован в газете "Тверская жизнь" № 226 от 11.12.2010) в Приказ № 108-нп внесены изменения: Приложение № 1 "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между парой смежных сетевых организаций ЗАО "Энергосети" городской округ город Ржев и филиалом ОАО "МРСК Центра - "Тверьэнерго", приложение № 2 "долгосрочные параметры регулирования для территориальной сетевой организации - ЗАО "Энергосети" городской округ город Ржев, в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на долгосрочный период 2012 - 2014 годы", приложение № 3 "Необходимая валовая выручка ЗАО "Энергосети" городской округ город Ржев, на долгосрочный период регулирования 2012 - 2014 годы (без учета оплаты потерь)" изложены в новой редакции. В результате внесенных изменений уменьшились индивидуальные тарифы, увеличился базовый уровень подконтрольных расходов Общества на 2013 год, уменьшилась необходимая валовая выручка Общества на 2013 год.
Общество, считая, что поскольку срок действия тарифа, установленного Приказом № 108-нп не истек, оспариваемый нормативный акт принят в нарушение ст. 23 Закона № 35-ФЗ. Существенное занижение тарифа противоречит п. 4 Основ ценообразования и общим принципам организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных Законом об электроэнергетике.
Заявитель также обращает внимание на нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного акта, поскольку в нарушение п. 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1178 от 29.12.2011 (далее - Правила) Общество не было должным образом извещено о проведении заседания правления ГУ "РЭК" по установлению тарифа, поскольку извещение о поступило в адрес Общества с нарушением установленного срока.
Рассматривая дело, суд исходит из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 01.01.2012, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала.
Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 23 Закона № 35-ФЗ срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской № 1178 от 29.12.2011 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 1 июня 2012 года должны принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2012 года тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на второе полугодие 2012 года. При этом указано, что установление (пересмотр) необходимо осуществить исходя из увеличения с 1 июля 2012 года не более чем на 11 процентов среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, по отношению к уровню среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного котлового тарифа по состоянию на дату принятия решений о пересмотре (установлении) с 1 июля 2012 года.
Пунктом 8 Основ ценообразования установлено, что регулирующие органы ежегодно корректируют необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23.1 Закона № 35-ФЗ предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую покупателям на розничных рынках, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации. Указанные предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) могут быть установлены на срок более чем один год с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней цен (тарифов) учитываются долгосрочные тарифы, установленные для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы электроснабжения.
Согласно пункту 11(1) Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни (если установление таких предельных уровней предусмотрено законодательством Российской Федерации) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 29.11.2012 года № 313-э/2 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2013 год" с 01.01.2013 года были установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии с календарной разбивкой на периоды с 01.01.2013 по 30.06.2013 и с 01.07.2013 по 31.12.2013.
В соответствии с указанным Приказом регулирующий орган обязан был пересмотреть необходимую валовую выручку единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, который формируется путем суммирования необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций.
Приказом № 108-нп установлены тарифы на календарный год, который в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 года № 107-ФЗ "Об исчислении времени" соответствует периоду времени с 01 января по 31 декабря.
Исходя из вышеизложенного, регулирующий орган вправе производить ежегодную корректировку необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций. С учетом параметров, указанных в Прогнозе социально-экономического развития, утвержденного Правительством Российской Федерации в рамках установленных предельных уровней тарифов на очередной финансовый год.
При этом, в силу того, что котловой тариф устанавливается в конце календарного года на очередной календарный год, и учитывает необходимую валовую выручку всех входящих в него сетевых организаций, установленную на следующий календарный год, регулирующим органом правомерно была осуществлена общая тарифная компания по ежегодной корректировке необходимой валовой выручки каждой территориальной сетевой организации, в том числе и Общества.
Судом отклоняется довод Общества о том, что в связи с принятием оспариваемого нормативного акта установленные Приказом № 108-нп тарифы стали экономически необоснованными.
Обществом в порядке досудебного урегулирования спора направлено в адрес Федеральной службы по тарифам заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и (или) сфере теплоснабжения от 12.12.2013 № 52. Суть заявленных разногласий состояла только в величине нормативных потерь электрической энергии, установленных регулирующим органов в объеме 19 378,8 тыс. кВтч, вместо заявленных Обществом 26 217,7 тыс. кВтч.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.05.2013 года № 99-э/4 (т. 1, л.д. 105 - 107) в удовлетворении требований Общества отказано, а разногласия признаны необоснованными.
К величине необходимой валовой выручки, установленной Обществу, заявитель претензий не предъявил, указав, что считает ее экономически обоснованной.
В судебном заседании заявителем также не были сформулированы доводы относительно того, в чем конкретно выразилась экономическая необоснованность показателей, указанных в оспариваемом нормативном акте. На вопрос суда представитель заявителя пояснил, что им оспариваются только процедурные моменты принятия оспариваемого нормативного акта и непроведение ГУ РЭК экспертизы экономической обоснованности тарифов.
Вместе с тем, указанный довод противоречит материалам дела, согласно которым ГУ РЭК произведен анализ представленных Обществом материалов на установление экономически обоснованного размера платы за услуги по передаче электрической энергии на 2013 год. Результаты проведенной экспертизы отражены в выписке из протокола № 36 заседания Правления ГУ "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 27.12.2012 года.
Заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым Приказом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что необходимо в силу ч. 1 ст. 192 АПК РФ.
Проверив соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд также находит необоснованными доводы заявителя о его нарушении.
Согласно пункту 25 Правил решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании правления (коллегиального органа) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегиального органа) регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.

В данном случае принятие оспариваемого нормативного правового акта обусловлено приведением Приказа № 980-нп в соответствие с требованиями норм Постановления № 1178.
Порядок извещения организации в таком случае Правилами не установлен.

Кроме того, судом установлено и следует из материалов дела (письма от 30.11.2012 года (т. 1, л.д. 79), реестра отправки заказной корреспонденции т. 1, л.д. 82), письма о направлении проекта приказа для ознакомления от 245.12.2012 (л.д. 20), явочного листа к заседанию Правления от 27.12.2012 года (л.д. 93 - 94), что Общество заблаговременно было уведомлено о дате, времени и месте заседания правления ГУ РЭК; в уведомлении указан сайт, на котором можно ознакомиться с повесткой заседания Правления; Обществу заблаговременно направлен проект приказа; оспариваемый нормативный акт принят на основании материалов, предоставленных Обществом; представители Общества на заседании коллегии присутствовали.

Все вышеназванные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что Общество имело возможность ознакомиться и проанализировать проект приказа. Общество, воспользовавшись своим правом представило возращения на по проекту приказа.
По результатам заседания правления ГУ РЭК 27.12.2012 года в адрес Общества направлена копия приказа и выписка из протокола заседания Правления.
При указанных обстоятельствах судом не установлено, что ГУ РЭК допустило нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного акта и нарушение прав заявителя.
Оспариваемый нормативный акт соответствует Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Основам ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1178 от 29.12.2011.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований на заявителе подлежат оставлению понесенные им расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела (л.д. 51).
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области

решил:

Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Признать Приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области № 912-нп от 27.12.2012 "О внесении изменений в Приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 12.04.2012 № 108-нп" соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1178 от 29.12.2011.
Расходы по уплате государственной пошлины оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Л.Ю.ГОЛУБЕВА

Судьи
А.А.ПУГАЧЕВ
Ю.П.БАЛАКИН


------------------------------------------------------------------