Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Тверской области от 09.01.2013 по делу N А66-955/2012 <О признании недействующим Приказа ГУ РЭК Тверской области от 29.12.2011 N 963-нп "О тарифе на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Удомельские коммунальные системы" для потребителей городского поселения город Удомля" в части установления тарифа для бюджетных и прочих потребителей>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 января 2013 г. № А66-955/2012

Резолютивная часть оглашена 25 декабря 2012 г.
Арбитражный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Бажан О.М., судей Романовой Е.В., Рощиной С.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мартыновой Н.С., с применением средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы", г. Удомля, к ответчику - Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, г. Тверь, при участии прокуратуры Тверской области, третьи лица: администрация города Удомля, общество с ограниченной ответственностью "АтомТеплоЭлектроСеть", общество с ограниченной ответственностью "Аудиторская-консалтинговая группа "Новгородаудит", г. Великий Новгород, о признании недействующим Приказа РЭК Тверской области от 29.12.2011 № 963-нп,
при участии представителей сторон:
от заявителя - Зимина М.А.;
от ответчика - Волченко В.С.; Секачевой А.А.;
от ООО "АтомТеплоЭлектроСеть" - Слепухиной М.В.;
от прокуратуры - Филипповой В.М.;
эксперта Сизовой Р.Н., ООО "Аудиторская-консалтинговая группа "Новгородаудит" - Травкина Д.А.,

установил:

муниципальное унитарное предприятие города Удомля "Удомельские коммунальные системы" г. Удомля (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к ответчику - Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области о признании Приказа РЭК Тверской области от 29.12.2011 № 963-нп не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства РФ от 28.08.2009 № 708 "Об утверждении основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги", Федеральному закону от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и недействующим. Заявителем уточнены требования, просит признать его не действующим и не соответствующим Закону № 210-ФЗ в части установления тарифа для бюджетных и прочих потребителей. Данное уточнение не противоречит статье 49 АПК РФ, принято судом.
Полагая, что названный Приказ противоречит Закону № 210-ФЗ, утвержденные им тарифы являются экономически необоснованными, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявитель считает неправомерным пересмотр тарифов, утвержденных предприятию приказами ГУ РЭК Тверской области 17.03.2011. Тарифы, установленные указанными приказами, были необоснованно значительно уменьшены, без учета реальных затрат предприятия по заработной плате, налогам, цеховых расходов и т.д., без учета представленных предприятием расчетов и документов за 2010 г. и по первому кварталу 2011 г.
Главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Приказом от 29.12.2011 № 963-нп "О тарифе на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Удомельские коммунальные системы" для потребителей городского поселения "Город Удомля", которым были утверждены тарифы для населения и для бюджетных и прочих потребителей на водоснабжение и на водоотведение. Для бюджетных и прочих потребителей с 01.01.2012 установлены тарифы на водоснабжение 18,89 руб./куб. м, на водоотведение - 32,44 руб./куб. м.

Ранее для заявителя тарифы на услуги для бюджетных и прочих потребителей на водоснабжение и на водоотведение были установлены Приказами от 17.03.2010 № 0206-35В13-нп, 0208-35К07 по водоснабжению - 26,30 (без учета НДС), по водоотведению - 32,44 (без учета НДС).
Ответчик требования не признал, считает, что регулирование тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществлено на основании представленных предприятием материалов и заявления с учетом фактически сложившихся у предприятия затрат с применением индексов роста к статьям затрат, рекомендованным ФСТ России от 18.10.2011 № 248-э/1, предельных максимальных индексов роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения, в среднем по Тверскому региону на 2012 г.
Причиной установления тарифов ранее истечения годового периода действия предыдущих тарифов, считает объективные изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость услуг данной организации. РЭК был применен при установлении тарифов метод индексации в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, так как у заявителя изменилась структура и величина полезного отпуска услуг.
ООО "АтомТеплоЭлектроСеть" считает, что ответчиком правомерно был снижен тариф предприятию, поскольку тариф 2011 г. был завышен.
Прокуратура Тверской области считает требования подлежащими удовлетворению, поскольку утвержденные ответчиком тарифы являются экономически необоснованными, так как изменение структуры и величины полезного отпуска не уменьшило затрат предприятия, что нашло подтверждение в экспертном заключении.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Законом № 210-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона № 210-ФЗ в соответствии с названным Законом подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок в том числе являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
Методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса закреплены в статье 8 Закона № 210-ФЗ, в части 2 которой установлено, что в процессе регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса могут использоваться различные сочетания методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Согласно статье 9 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
По завершении проверки обоснованности представленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Тариф представляет собой частное от деления затрат, рассчитываемых для всего объема производства, на объем реализации.
В пунктах 17 и 18 Основ ценообразования закреплено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Перечень затрат, включаемых в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, определен в пункте 19 Основ ценообразования.
С целью установления экономической обоснованности утвержденных тарифов, правильности определением суда от 25.05.2012 по ходатайству МУП города Удомля "Удомельские коммунальные системы" была назначена судебная экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта по делу № А66-955/2012 от 28.06.2012 установленные ГУ РЭК Тверской области Приказом от 29.12.2011 № 963-нп тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения являются экономически необоснованными, так как не соответствуют принципам установления тарифов, закрепленным в статье 3 Закона № 210-ФЗ, не обеспечивают финансовые потребности предприятия, полное возмещение затрат.
Экспертом произведен расчет финансовых средств по тарифам, утвержденным оспариваемым Приказом РЭК, с учетом методических указаний от 15.02.2011 № 47. Объемы услуг рассчитаны экспертом по периодам исходя из годовых объемов водоснабжения и водоотведения пропорционально месяцам, исходя из расчета выручка предприятия по утвержденным тарифам в 2012 г. составит 137 920 тыс. руб., потребность в финансовых ресурсах, по данным предприятия, на 2012 г. составляет 228903,4 тыс. руб., по расчетам эксперта, потребность предприятия в финансовых ресурсах - 201211,66 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
Тем самым утвержденные ответчиком тарифы не обеспечивают выполнение производственной программы предприятия 2012 г., что нашло подтверждение в данных бухгалтерской отчетности за первый квартал 2011 г., наличие убытка.
Тарифы, утвержденные Приказом № 963-нп, не соответствуют данным материалов, представленным предприятием для регулирования.
По мнению эксперта, высказанному в судебном заседании только с учетом представленных предприятием документов без дополнительного их истребования, установить экономически обоснованные тарифы было невозможно, изменение структуры и величины полезного отпуска, которые послужили одной из причин пересмотра тарифов, не повлияли на уменьшение затрат (расходов) предприятия.
Доводы ГУ РЭК по Тверской области о неправомерности выводов эксперта не нашли подтверждение при рассмотрении дела судом. Так, указание на неправомерность учета выручки предприятия от всей деятельности, поскольку процент деятельности, не подлежащей регулированию, незначительный, не привело к ошибочным выводам. Не нашел подтверждения и довод ответчика об учете экспертом данных предприятия за 2011 г., поскольку они не были учтены экспертом в расчетах, а только рассматривались как ориентиры для сравнения, а также послужили подтверждением экономической необоснованности утвержденных тарифов.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установление судом несоответствия оспариваемого нормативного акта или отдельного его положения закону, имеющему большую юридическую силу и нарушения им прав заявителя, является основанием для признания его недействующим.
Поскольку оспариваемый Приказ ГУ РЭК Тверской области в части установления тарифа для бюджетных и прочих потребителей не соответствует Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины по заявлению и оплате судебной экспертизы подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 191, 192, 194 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области

решил:

заявленные требования муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы", г. Удомля, о признании не действующим Приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.12.2011 № 963-нп "О тарифе на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Удомельские коммунальные системы для потребителей городского поселения город Удомля" в части установления тарифа для бюджетных и прочих потребителей удовлетворить.
Признать Приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.12.2011 № 963-нп "О тарифе на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Удомельские коммунальные системы" для потребителей городского поселения "Город Удомля" в части установления тарифа для бюджетных и прочих потребителей" не действующим и не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Взыскать с Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области в пользу муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и 98 000 руб. расходов по проведению экспертизы.
Выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 АПК РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
О.М.БАЖАН

Судьи
Е.В.РОМАНОВА
С.Е.РОЩИНА


------------------------------------------------------------------