Решение Тверского областного суда от 14.01.2013 по делу N 3-1/2013 <О признании недействующим распоряжения Правительства Тверской области от 25.09.2012 N 627-рп "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую">
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 января 2013 г. по делу № 3-1/2013
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Котовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Третьяковой И.А.,
с участием прокурора Алексеевой О.М.,
представителей ООО "Держа" Шведко Н.Н. и Молибога О.Н., представителя Правительства Тверской области Вуйминой И.М., представителя Правительства Тверской области, Губернатора Тверской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Львова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Держа" о признании противоречащим закону и недействующим распоряжения Правительства Тверской области от 25 сентября 2012 года № 627-рп "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую",
установил:
Распоряжениями Администрации Тверской области от 28 февраля 2011 года № 176-ра, 177-ра, 178-ра, 179-ра, 180-ра, 186-ра, от 1 марта 2011 года № 202-ра "О включении земельных участков в границы населенных пунктов" принадлежащие на праве собственности ООО "Держа" земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 69:09:0000011:114, 69:09:0000011:107, 69:09:0000011:108, 69:09:0000011:109, 69:09:0000011:99, 69:09:0000011:93, 69:09:0000011:94, 69:09:0000011:95, 69:09:0000011:91, 69:09:0000011:92, 69:09:0000011:90, 69:09:0000011:89, 69:09:0000011:110, 69:09:0000011:111, 69:09:0000011:112, 69:09:0000011:116 включены в границы населенных пунктов Столипинского сельского поселения Зубцовского района Тверской области и изменен вид разрешенного использования земельных участков с "для сельскохозяйственного производства" на "для жилищного строительства".
Указанные распоряжения опубликованы в газете "Тверская жизнь" 19 марта 2011 года № 48, 22 марта 2011 года № 49, 26 марта 2011 года № 53, 21 июня 2011 года № 113.
Распоряжением Правительства Тверской области от 01 сентября 2011 года № 23-рп "Об отмене отдельных распоряжений Администрации Тверской области" распоряжения Администрации Тверской области № 176-ра, 177-ра, 178-ра, 179-ра, 180-ра, 186-ра, 202-ра отменены.
Решением Тверского областного суда от 13 декабря 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2012 года, распоряжение Правительства Тверской области от 01 сентября 2011 года № 23-рп признано недействующим.
Распоряжением Правительства Тверской области от 25 сентября 2012 года № 627-рп "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую" распоряжения Администрации Тверской области № 176-ра, 177-ра, 178-ра, 179-ра, 180-ра, 186-ра, 202-ра признаны утратившими силу, в принятии решения о включении указанных земельных участков в границы населенных пунктов Столипинского сельского поселения Зубцовского района Тверской области отказано.
Данное распоряжение опубликовано в газете "Тверская жизнь" № 185 от 06 октября 2012 года.
Считая распоряжение Правительства Тверской области от 25 сентября 2012 года № 627-рп "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую" незаконным, ООО "Держа" обратилось в Тверской областной суд с заявлением о признании его противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
В обоснование требований Общество указало, что распоряжение № 627-рп от 25 сентября 2012 года является незаконным и необоснованным, поскольку, исходя из названия распоряжения и принятого по существу решения, вопрос о переводе земельных участков из одной категории в другую не рассматривался.
Ходатайства о переводе земель ООО "Держа" были рассмотрены ранее, повторных ходатайств заявитель не подавал и законодательство не предусматривает повторного рассмотрения заявлений, ранее разрешенных в установленном порядке.
Полагает, что, поскольку подача заявления ООО "Держа" и его рассмотрение произошли до принятия Регламента организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденного распоряжением Правительства Тверской области от 16 ноября 2011 года № 262-рп, указанный Регламент не мог применяться к отношениям, возникшим до введения его в действие.
Принадлежащие Обществу земельные участки были включены в границы населенных пунктов на правовых основаниях, предусмотренных нормами Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", а также при наличии заключений муниципального образования "Столипинское сельское поселение", протоколов заседаний Координационного совета по имущественным отношениям и заявлений от ООО "Держа" о включении земельных участков в границы населенного пункта.
Процедура перевода земель в категорию земель населенных пунктов была проведена в полном соответствии с законодательством. Решения Администрации Тверской области были мотивированными и законными.
Распоряжение Правительства Тверской области № 623-рп фактически изменяет правовой режим земель и границы населенных пунктов, однако не содержит основания изменения категории земельных участков и мотивировки признания утратившими силу распоряжений Администрации Тверской области о включении земельных участков в границы населенных пунктов, равно как и самого отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую и мотивов такого отказа.
Поскольку процедура признания решения о переводе земель из одной категории в другую утратившим силу законом четко не определена, заявитель полагает, что в данном случае перевод земель из одной категории в другую и изменение границ населенного пункта должны производиться на общем основании в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, Общество указывает, что при исключении земельных участков из границ населенных пунктов не были учтены интересы как ООО "Держа", так и муниципального образования.
Правительство Тверской области не приняло во внимание, что сельскохозяйственная деятельность на вышеуказанных участках не велась в течение длительного периода времени, отсутствуют объективные основания, указывающие на целесообразность перевода земельных участков в категорию земель сельскохозяйственного назначения, в то время как включение земель в границы населенных пунктов благоприятно скажется на развитии населенных пунктов Столипинского сельского поселения.
На основании изложенного, Общество считает, что оспариваемый акт является необоснованным, немотивированным, нарушающим права и законные интересы ООО "Держа", в связи с чем просит суд признать распоряжение Правительства Тверской области от 25 сентября 2012 года № 627-рп противоречащим Земельному кодексу РФ, ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", и полностью недействующим.
В судебном заседании представители ООО "Держа" Шведко Н.Н. и Молибога О.Н. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении, ссылаясь на отсутствие законных оснований для признания ранее принятых распоряжений Администрации Тверской области утратившими силу.
Представитель Правительства Тверской области, Губернатора Тверской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Львов В.А. и представитель Правительства Тверской области Вуймина И.М. требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление ООО "Держа".
Из отзыва на заявление ООО "Держа" следует, что Правительство Тверской области действовало в пределах предоставленных полномочий по решению вопросов о переводе земельных участков из одной категории в другую и осуществлению самоконтроля за принятыми нормативными актами на соответствие их действующему законодательству, отказ во включении земельных участков в черту населенного пункта принят с соблюдением норм действующего законодательства и в соответствии с установленной процедурой. Земельные участки, принадлежащие ООО "Держа", относятся к сельскохозяйственным угодьям и пригодны для сельскохозяйственного производства, в связи с чем перевод земельных участков в другую категорию является необоснованным.
Кроме того, представитель Правительства Тверской области, Губернатора Тверской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Львов В.А. указал, что на момент вынесения отмененных распоряжений о переводе земельных участков из одной категории в другую процедура была соблюдена, представлен полный пакет документов, обстоятельства, установленные при повторном рассмотрении вопроса о включении земельных участков в границы населенного пункта, объективно существовали на момент принятия распоряжений Администрации Тверской области. При повторном рассмотрении вопроса о переводе земельных участков изменилось решение о целесообразности включения земельных участков в черту населенных пунктов, что явилось основанием для отмены распоряжений.
Муниципальное образование "Столипинское сельское поселение" Зубцовского района Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, в своем ходатайстве просило рассмотреть дело без участия его представителя.
Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает, что требования ООО "Держа" являются обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со статьей 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
На основании части 4 статьи 76 Конституции РФ и подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4.1 Федерального закона 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно статье 44 Закона Тверской области от 2 августа 2011 года № 44-ЗО "О Правительстве Тверской области" Администрация Тверской области переименована в Правительство Тверской области и определено, что Правительство Тверской области является правопреемником Администрации Тверской области.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Тверской области от 2 августа 2011 года № 44-ЗО "О Правительстве Тверской области" высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Тверской области, наделенным общей компетенцией, является Правительство Тверской области.
Согласно части 15 статьи 13 указанного Закона Правительство Тверской области принимает решения об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.
Таким образом, оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом.
В соответствии со статьей 38 Закона Тверской области от 2 августа 2011 года № 44-ЗО "О Правительстве Тверской области", осуществляя свои полномочия, Правительство Тверской области издает постановления и распоряжения Правительства Тверской области и обеспечивает их выполнение.
Постановления Правительства Тверской области, изданные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Тверской области органами государственной власти, государственными учреждениями, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Распоряжения Правительства Тверской области являются ненормативными правовыми актами, принимаются по вопросам хозяйственной и иной деятельности и не порождают общеобязательных норм права, за исключениями, установленными федеральным законодательством, Уставом Тверской области и законами Тверской области.
Постановления и распоряжения Правительства Тверской области подписываются Губернатором Тверской области.
Постановления Правительства Тверской области подлежат опубликованию в газете "Тверская жизнь", за исключением постановлений или их частей, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера.
Распоряжения Правительства Тверской области могут быть по решению Правительства Тверской области опубликованы в газете "Тверская жизнь".
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Распоряжения Администрации Тверской области № 176-ра, 177-ра, 178-ра, 179-ра, 180-ра, 186-ра, 202-ра "О включении земельных участков в границы населенных пунктов", признанные утратившими силу оспариваемым по настоящему делу распоряжением, по своей правовой природе являлись нормативными правовыми актами.
Из содержания указанных распоряжений следует, что ими осуществлен перевод земель из одной категории в другую. В преамбулах распоряжений указано, что они изданы в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Акт о переводе земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей или собственников земельных участков, так и всех иных лиц. Кроме того, перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов возможен только путем включения земельных участков в границы населенных пунктов, установления или изменения таких границ, что также затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц.
Принимая распоряжение № 627-рп, Правительство Тверской области также разрешило вопросы, связанные с переводом земель из одной категории в другую.
Поэтому, несмотря на то, что оспариваемый акт Правительства Тверской области издан в форме распоряжения, он содержит решение по вопросам нормативного регулирования общественных отношений и является нормативным правовым актом.
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются земельным и градостроительным законодательством, а также нормами Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель в другую категорию (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ).
Таким образом, процедура перевода земельных участков в земли "населенных пунктов" обусловлена процедурой изменения границ населенных пунктов.
Согласно статье 4.1 Федерального закона 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении (исключении) земельных участков в границы (из границ) населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков (часть 3 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ).
В соответствии с частями 4, 5, 13 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района соответствующее мотивированное заявление с приложением необходимых документов.
При наличии возможности и целесообразности орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о включении (исключении) земельного участка в границы (из границ) населенного пункта.
При этом, проведение публичных слушаний не требуется, если включение земельного участка в состав населенного пункта осуществляется в целях жилищного строительства.
В соответствии с частью 14 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в установленные сроки согласовывает поступившие документы с уполномоченными органами.
Согласно части 18 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Главой 4.1 Закона Тверской области № 49-ЗО от 09 апреля 2008 года "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, который аналогичен порядку, установленному статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ.
Кроме того, статьей 15.1 Закона Тверской области № 49-ЗО от 9 апреля 2008 года установлены требования к содержанию заключения органа местного самоуправления по указанным вопросам.
Также определено, что рассмотрение документов и подготовку проекта решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, включаемых в границы населенных пунктов, либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов, осуществляет уполномоченный орган.
Решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков принимает Правительство Тверской области.
Распоряжением Правительства Тверской области № 262-рп от 16 ноября 2011 года утвержден Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В соответствии с пунктом 17 указанного Регламента Межведомственная комиссия при Правительстве Тверской области по земельным отношениям принимает рекомендательное решение о наличии либо об отсутствии оснований для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую.
В связи с изложенным, заявление ООО "Держа" о включении земельных участков в границы населенных пунктов подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и главой 4.1 Закона Тверской области № 49-ЗО от 09 апреля 2008 года "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области".
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также другое действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Сопоставляя предмет регулирования и сферу действия оспариваемого акта, распоряжений Администрации Тверской области № 176-ра, 177-ра, 178-ра, 179-ра, 180-ра, 186-ра, 202-ра и федерального законодательства, суд приходит к выводу, что распоряжения Администрации Тверской области, признанные утратившими силу распоряжением Правительства Тверской области № 627-рп, были приняты в силу прямого указания закона.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе признать утратившим силу ранее принятый им нормативный правовой акт и, соответственно, пересмотреть вопрос относительно включения земельных участков в границы населенных пунктов.
Между тем, несмотря на наличие у органа исполнительной власти права признать нормативный акт утратившим силу, реализация указанным органом названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от его усмотрения, а отмена ранее вынесенного акта не может произвольно ограничивать ранее возникшие субъективные права по основаниям, прямо не предусмотренным в законе.
В порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ нормативный акт оценивается судом по тем основаниям, по которым он вынесен соответствующим органом или лицом, и которые не только положены в основу акта, но и приведены в его содержании, то есть те основания, которые не приведены в оспариваемом акте, не могут быть расценены судом в качестве оснований для его принятия.
Основаниями для принятия распоряжения Правительства Тверской области от 25 сентября 2012 года № 627-рп "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую" послужили решение Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям (протокол № 18 от 9 августа 2012 года, пункт 19), пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пункт 1 части 19 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденный распоряжением Правительства Тверской области № 262-рп от 16 ноября 2011 года.
Пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусматривает, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
Согласно пункту 1 части 19 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с решением Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям перевод земельных участков является необоснованным и исключительность такого перевода - неподтвержденной. По мнению Комиссии, имеются предусмотренные законодательством основания для отказа в переводе земельных участков в другую категорию.
Однако, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов, допускается.
Таким образом, обстоятельства, указанные в положении пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и пункта 1 части 19 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", при которых заявление заинтересованного лица о переводе земельных участков из одной категории в другую безусловно не подлежит удовлетворению, отсутствовали, в связи с чем оспариваемое распоряжение противоречит указанным положениям Федерального закона № 172-ФЗ, Федерального закона № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В обоснование распоряжений Администрации Тверской области от 28 февраля 2011 года № 176-ра, 177-ра, 178-ра, 179-ра, 180-ра, 186-ра, от 1 марта 2011 года № 202-ра "О включении земельных участков в границы населенных пунктов" были положены положительное заключение администрации МО "Столипинское сельское поселение", а также рецензии Департамента градостроительства, территориального планирования и архитектуры Тверской области, Фонда имущества Тверской области, Управления регионального развития Тверской области, Департамента территориальной и информационной политики Тверской области, на основании которых Администрация Тверской области пришла к выводу о возможности и целесообразности перевода земельных участков в земли населенных пунктов.
Из протокола Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям от 09 августа 2012 года следует, что при принятии распоряжения № 627-рп были приняты во внимание рецензии Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Министерства сельского хозяйства Тверской области, Главного Управления архитектуры и градостроительства Тверской области, Главного Управления "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области, которые были получены через длительный промежуток времени уже после рассмотрения заявлений ООО "Держа".
Исходя из указанных рецензий Комиссия признала перевод земельных участков в другую категорию необоснованным, поскольку спорные земельные участки отнесены к сельскохозяйственным угодьям (пашня, пастбище, сенокос) и их возможно использовать для сельскохозяйственного производства.
Кроме того, из указанного протокола Комиссии также следует, что перевод земельных участков, принадлежащих заявителю, в другую категорию признан необоснованным в виду заинтересованности в использовании этих земельных участков другого юридического лица СХП колхоз "Сознательный", который какими-либо правами относительно земельных участков не обладает.
Таким образом, исходя из обстоятельств, положенных в обоснование перевода земельных участков из одной категории в другую, а затем признания ранее принятых распоряжений по этому вопросу утратившими силу и отказа во включении спорных земельных участков в границы населенных пунктов, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Правительства Тверской области основано на переоценке целесообразности включения земельных участков в границы населенных пунктов, на что также указал и представитель Правительства Тверской области, Губернатора Тверской области и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Львов В.А.
Вместе с тем, действующее законодательство не устанавливает конкретных оснований целесообразности либо нецелесообразности включения земельного участка в состав населенного пункта и законом не урегулирована.
Таким образом, поскольку основанием для признания в порядке самоконтроля утратившими силу нормативных актов является их противоречие закону, изменение мнения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, основанное лишь на переоценке целесообразности перевода земельных участков из одной категории в другую, само по себе не свидетельствует о противоречии ранее принятого решения о таком переводе действующему законодательству.
Кроме того, переоценка целесообразности перевода земельных участков из одной категории в другую в качестве основания отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую и включения земельных участков в черту населенных пунктов Федеральным законом № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Федеральным законом № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не указана.
Других оснований, указывающих на наличие установленных нарушений процедуры перевода земель из одной категории в другую или требований федерального закона, которые могли являться безусловным основанием для признания ранее принятых распоряжений утратившими силу в связи с противоречием их закону, оспариваемое распоряжение не содержит.
При указанных обстоятельствах Правительством Тверской области фактически произведено повторное рассмотрение вопроса о включении земельных участков, принадлежащих ООО "Держа", в границы населенных пунктов, что противоречит Федеральному закону № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Федеральному закону № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", не предусматривающих повторное рассмотрение заявлений заинтересованного лица о переводе земель из одной категории в другую.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Статьей 8 Гражданского кодекса РФ в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Одним из основных начал гражданского права является положение о стабильности и устойчивости гражданских правоотношений и их правовой определенности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Статьей 3 Федерального закона № 172-ФЗ установлено, что акт о переводе земельных участков носит постоянный характер и не может быть принят на определенный срок.
Данное положение Федерального закона является гарантией стабильности гражданского оборота.
Как следует из материалов дела, на момент принятия оспариваемого распоряжения перевод земельных участков из одной категории в другую являлся состоявшимся, что подтверждается кадастровыми паспортами на спорные земельные участки.
Таким образом, признание в рассматриваемом случае утратившими силу распоряжений Администрации Тверской области о включении земельных участков в границы населенных пунктов более чем через полтора года после их принятия, при отсутствии законных на то оснований, противоречит указанным нормам Гражданского кодекса РФ и положениям статей 3 и 5 Федерального закона № 172-ФЗ и влечет нестабильность гражданско-правовых и публично-правовых отношений и нарушает баланс частных и публичных интересов.
В соответствии со ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Правительством Тверской области не представлено доказательств противоречия признанных утратившими силу распоряжений Администрации Тверской области от 28 февраля 2011 года № 176-ра, 177-ра, 178-ра, 179-ра, 180-ра, 186-ра, от 1 марта 2011 года № 202-ра "О включении земельных участков в границы населенных пунктов" действующему законодательству и, соответственно, оснований для их пересмотра в порядке самоконтроля и отказа в принятии решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов Столипинского сельского поселения Зубцовского района Тверской области.
С учетом приведенных обстоятельств суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем распоряжение противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на дальнейшее использование земельных участков по назначению, то есть для жилищного строительства, поскольку оспариваемым распоряжением признаны утратившими силу распоряжения Администрации Тверской области, в соответствии с которыми спорные земельные участки были включены в границы населенных пунктов Столипинского сельского поселения Зубцовского района Тверской области и изменен вид разрешенного использования земельных участков с "для сельскохозяйственного производства" на "для жилищного строительства".
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку распоряжение Правительства Тверской области № 627-рп противоречит федеральному законодательству и нарушает права заявителя, суд удовлетворяет заявленные требования.
В связи с тем, что распоряжением Правительства Тверской области от 25 сентября 2012 года № 627-рп признаны утратившими силу распоряжения Администрации Тверской области, которыми осуществлен перевод земельных участков, принадлежащих заявителю, из одной категории в другую, суд считает, что оспариваемое распоряжение подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194, 196 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Держа" о признании противоречащим закону и недействующим распоряжения Правительства Тверской области от 25 сентября 2012 года № 627-рп "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую" удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия распоряжение Правительства Тверской области от 25 сентября 2012 года № 627-рп "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую".
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Н.А.КОТОВА
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: