Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Тверской области от 06.03.2013 по делу N А66-9905/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению Приказа ГУ "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.12.2011 N 964-нп "О тарифе на услуги систем водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Городская коммунальная служба" для потребителей городского поселения город Осташков">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2013 г. по делу № А66-9905/2012

Резолютивная часть объявлена - 1.03.2013

Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Перкиной В.В., судей - Голубевой Л.Ю., Пугачева А.А., при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Соколом Д.И., при участии представителей: заявителя - Филипповой В.М. по удостоверению, от ответчика - Волченко В.С., Шамониной Е.В. по доверенностям, от третьих лиц - не явился, извещен, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Заместителя Прокурора Тверской области, г. Тверь, к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, г. Тверь третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Тверьхлебпром", г. Тверь, Муниципальное унитарное предприятие "Городская коммунальная служба" Муниципального образования "Городское поселение - город Осташков", г. Осташков, Федеральная служба по тарифам России, г. Москва
О признании недействующим и не подлежащим применению Приказа ГУ "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.12.2011 № 964-нп,

установил:

Прокуратура Тверской области (далее - заявитель, Прокуратура) обратилась с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Приказа ГУ "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее ответчик, РЭК Тверской области) от 29.12.2011 № 964-пн, третьим лицом заявитель указал общество с ограниченной ответственностью "Тверьхлебпром". Определением суда от 30.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Городская коммунальная служба" Муниципального образования "Городское поселение - город Осташков", а определением от 5.12.2012, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечена Федеральная служба по тарифам России.
Заявитель поддержал требования, свои доводы обосновывает тем, что неправомерное завышение предельных индексов, повлекло необоснованное повышение тарифов (рост тарифа не должен превышать 11,9%) и платы за пользование услугами водоотведения для населения и организаций города Осташкова, что в свою очередь привело к нарушению их имущественных интересов.
Ответчик возражает против удовлетворения требований заявителя по мотивам, изложенным в отзыве, считает оспариваемый акт не нарушает права и законные интересы населения и организаций города Осташкова (л.д. 65 - 67).
Общество с ограниченной ответственностью "Тверьхлебпром" поддерживает доводы заявителя частично, представило отзыв, считает, что Приказ издан в нарушение действующего федерального законодательства о тарифном регулировании на 2012, указывает, что фактический рост тарифа не должен превышать 11,9% (л.д. 59 - 64).
Муниципальное унитарное предприятие "Городская коммунальная служба" Муниципального образования "Городское поселение - город Осташков" представило отзыв, считает что требования не подлежат удовлетворению, так как принятие убыточного тарифа послужило одной из причин банкротства МУП.
Федеральный закон от 30.12.2004 № 204-ФЗ отсутствует. По-видимому, имеется в виду Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ;
Приказ ФСТ РФ от 18.10.2011 имеет номер 248-э/1, а не 248-7/1.
------------------------------------------------------------------
Федеральная служба по тарифам России представили письменные пояснения, свою позицию обосновала ст. 2, п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 204-ФЗ, Приказом ФСТ России от 18.10.2011 № 248-7/1, Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520.
Из материалов дела следует, Приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.12.2011 № 964 (л.д. 8) установлены тарифы на услуги систем водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Городская коммунальная служба" для потребителей городского поселения города Осташкова согласно приложению:
для населения: с 01.2012 - 6,61 руб./куб. м., с 01.07.2012 - 7,40 руб./куб. м., с 01.09.2012 - 8,51 руб./куб. м.;
для бюджетных и прочих потребителей: с 01.2012 - 53,65 руб./куб. м., с 01.07.2012 - 54,65 руб./куб. м., с 01.09.2012 - 54,65 руб./куб. м.
По протесту прокуратуры области от 05.08.2011 № 7/6-11 (л.д. 24 - 26) в соответствии с протоколом заседания правления РЭК Тверской области от 26.08.2011 и Приказом РЭК Тверской области от 26.08.2011 № 435-нп "О тарифе на услуги системы водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Городская коммунальная служба" для потребителей городского поседения город Осташков" (опубликован 27.08.2011) установлены и введены в действие тарифы на услуги системы водоотведения (л.д. 28), оказываемые МУП "Городская коммунальная служба" для потребителей городского поселения г. Осташкова:
для населения в размере - 6,61 руб. куб. м.
для прочих потребителей - 41,25 руб./куб. м.
Приказом РЭК Тверской области от 24.10.2011 № 550-нп установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по городским округам, городским и сельским поселениям Тверской области на 2012 год, в том числе по г. Осташкову, которые составили:
- с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 100%,
- с 01.07.2012 по 31.12.2012 - 115%
Считая, Приказ РЭК от 29.12.2011 незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
На основании пункта 1 статьи 29 и части 3 статьи 191 и АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
По Федеральному закону от 27.07.20190 № 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" РЭК переданы полномочия по утверждению тарифов на услуги холодного и горячего водоснабжения.
Таким образом, оспариваемый Приказ принят ответчиком в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также набавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются Законом об основах регулирования тарифов и Основами ценообразования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 указанного Закона к общим принципам регулирования тарифов и надбавок относится достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Закона об основах регулирования тарифов предусмотрено полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно пункту 1 статьи 9 данного Закона регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
На основании пунктов 2, 3 названной статьи организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
Пунктом 2 Основ ценообразовании предусмотрено, что установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Согласно пункту 3 Основ ценообразования тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение и надбавки к тарифам должны удовлетворять критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса, устанавливаемым органами регулирования в пределах их полномочий.
Таким образом, основными критериями регулирования тарифов являются: их доступность для потребителей; соблюдение баланса интересов участников рынка рассматриваемых услуг; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, основанное на производственных программах.
Из материалов дела следует, что в 2011 году РЭК от 29.04.2011 № 0298-24К07-нп "Тарифы на услуги водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Городская коммунальная служба" для потребителей города Осташков" установлен и введен в действие тариф на услуги системы водоотведения, оказываемые МУП "Городская коммунальная служба", г. Осташков в следующих размерах:
- для населения - 6,61 руб./куб. м.;
- для прочих потребителей - 82,50 руб./куб. м.
В связи с тем, что указанный Приказ РЭК в части установления тарифа на услуги водоотведения для прочих потребителей (в том числе бюджетных потребителей) превышал предельно максимально возможное увеличение стоимости тарифа в 11 раз и не соответствовал Федеральному закону № 210-ФЗ, Постановлению Правительства РФ № 520, по протесту прокуратуры области от 05.08.2011 № 7/6-11 в соответствии с протоколом заседания правления РЭК Тверской области от 26.08.2011, отменен.
Приказом РЭК Тверской области от 26.08.2011 № 435-нп "О тарифе на услуги системы водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Городская коммунальная служба" для потребителей городского поседения город Осташков" (опубликован 27.08.2011) установлены и введены в действие тарифы на услуги системы водоотведения для потребителей городского поселения г. Осташкова в следующем размере:
- для населения в размере - 6,61 руб. куб. м.;
- для прочих потребителей - 41,25 руб./куб. м.
По пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Приказу Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 № 248-э/1 "Об установлении предельных индексов максимального возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по Тверской области на 2012 год:
- с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 100%,
- с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 106%,
- с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 111,9%.
29.04.2011 РЭК принят Приказ № 0303-00004-нп "Об утверждении метода регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность) и услуги, оказываемые организациями коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации твердых бытовых отходов на 2012" в соответствии с которым определено, что при установлении тарифов на коммунальные услуги, в том числе водоотведение на 2012 год применять метод индексации тарифов к уровню утвержденных тарифов на 2011 год.
В силу пункта 51 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учетом предусмотренного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ.
Информационным письмом ФСТ России от 07.12.2011 № НБ-9895/5 органы регулирования субъектов РФ были уведомлены о том, что согласно Прогнозу, разработанному Минэкономразвития России и одобренному на заседании Правительства РФ от 21.09.2012, повышение тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2012 году будет осуществляться в 2 этапа, и в среднем по Российской Федерации темп роста тарифов составит: с 01.07.2012 - на 106%, с 01.09.2012 - 106%.
Руководствуясь параметрами прогноза ФСТ России произведен расчет предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, по каждому из указанных в прогнозе периодов 2012 года: с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 100%.
В силу разъяснений Федеральной службы по тарифам от 07.12.2011 № АБ-9895/5 с 01.01.2012 по 30.06.2012 предельный индекс должен быть определен по всем субъектам Российской Федерации в размере 100%.
Тарифы, устанавливаемые органом регулирования на этот период, должны соответствовать уровню тарифов, действовавших для организаций коммунального комплекса по состоянию на 31.12.2011.
26.04.2012 на обращение ООО "Тверьхлебпром" ФСТ России письмом от 26.04.2012 № 4-1544 сообщило заинтересованному лицу о том, что в среднем по субъектам Российской Федерации фактический рост тарифов на услуги систем водоотведения для Тверской области составляет: с 01.01.2012 - 100%, с 01.07.2012 - 106%, с 01.09.2012 - 105,6%, рост декабрь 2012 к декабрю 2011 - 111,9%.
Приказом РЭК Тверской области от 24.10.2011 № 550-нп установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по городским округам, городским и сельским поселениям Тверской области на 2012 год, в том числе по г. Осташкову, которые составили:
- с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 100%;
- с 01.07.2012 по 31.12.2012 - 112%.

В связи с принятием Приказа РЭК Тверской области от 29.12.2011 № 964-ни "О тарифе на услуги систем водоотведения, оказываемые МУП "Городская коммунальная служба" для потребителей городского поселения г. Осташков" рост тарифов системы водоотведения составляет:
- для населения - с 01.2012 по 30.06.2012 - 100%, с 01.07.2012 по 30.08.2012 - 111,95%, с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 128,7%;
- для бюджетных и прочих потребителей рост тарифов на услуги водоотведения на 2012 г. составляет: с 01.2012 по 30.06.2012 - 130%; с 01.07.2012 по 30.08.2012 - 132%; с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 132,4%.
Таким образом, установленные тарифы на услуги водоотведения как для населения, так и для бюджетных (прочих) потребителей г. Осташкова соответствуют установленным предельным максимальным индексам максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса как по календарной разбивке, так и по предельному максимальному индексу по состоянию на 01.09.2012.
Тариф по оплате для населения по услугам водоотведения не превышает предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по г. Осташкову на 2012 год, что не опровергнуто заявителем.
Установленными и введенными в действие Приказом от 29.12.2011 года № 964-нп "О тарифе на услуги систем водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Городская коммунальная служба" тарифы для потребителей городского поселения город Осташков не покрывали экономически обоснованные затраты предприятия.
Фактически сложившаяся себестоимость в 2012 г. за 1 куб. м. транспортируемых стоков превышает установленный тариф на 34,3% и составляет 15,04 руб. при установленном тарифе 11,2 руб.
Расчет затрат, не покрываемых действующими тарифами в 2011 - 2012 г.

Показатель
Ед. изм.
2011
2012
Общая сумма убытка за 2011 - 2012
План на 2011 утв. РЭК
План на 2011 скор. на период с 04.11 по 12.11
Фактические доходы 04.11 - 12.11
Фактические расходы 04.11 - 12.11
Убыток 2011
План с 1.01.2012 утв. РЭК
План 2012 скорректирован с учетом изменений тарифов
Фактический доход за 2012
Фактический расход за 2012
Убыток за 2012
Водоотведение
Тыс. руб.
5889,5
5741,7
5291,5
9185,4
-3893,9
9043,5
9356,9
7397
12333,8
-4936,8
-8830,7

Принятия убыточного тарифа послужило одной из причин банкротства МУП "Городская коммунальная служба".
Одним из принципов регулирования тарифов является обеспечение при установлении тарифов финансовых потребностей организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации их производственных программ.
Приказом ФСТ России от 18.10.2011 № 248-э/1 на 2012 год установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказания услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и отчистки сточных вод, в среднем по Тверской области в размере: с 01.01.2012 - 100,0%; с 01.07.2012 - 106,0%; с 01.09.2012 - 111,9%.
Федеральной службой по тарифам ежегодно проводится проверка соблюдения предельных индексов изменения тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации. По итогам анализа мониторинга информации, связанной с утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифами для организаций коммунального комплекса, превышений установленных в среднем по Тверской области показателей ФСТ России не выявлено.
При этом необходимо отметить, что величина роста тарифов для отдельных организаций или групп потребителей может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том случае, если это не приводит к превышению предельных индексов изменения тарифов в среднем по соответствующим муниципальным образованиям и в целом по субъекту Российской Федерации.
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, разработанным Минэкономразвития и одобренным на заседании Правительства Российской Федерации 21 сентября 2011 года максимально возможный рост платы граждан за коммунальные услуги в 2012 году с учетом предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам субсидий (льгот) должен был сложиться на уровне, не превышающем 115% при сопоставимых условиях, то есть без учета дополнительного прироста платы за счет увеличения объема потребления услуг по индивидуальным приборам учета, а также изменения набора коммунальных услуг (введения новых услуг).
Таким образом, необходимо разделять понятия тарифа на коммунальный ресурс и платы за коммунальную услугу, предъявляемой гражданам исполнителем коммунальных услуг.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Приказа, устанавливались при неизменном наборе и объеме коммунальных услуг, применяются в отношении совокупного платежа за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
По результатам проведенного ФСТ России мониторинга информации о фактически сложившемся в 2012 году изменении размера платы граждан за коммунальные услуги в разрезе муниципальных образований субъектов Российской Федерации, рост платы граждан за коммунальные услуги по Тверской области не превысил установленных 115,0%.
Проведенные проверки, а именно: ФСТ России - письмо от 26.04.2012 № 4-1544 (л.д. 70), Тверского Управления ФАС России - письмо от 21.06.2012 № 04-16/1798ВФ (л.д. 93 - 94) указали, что в действиях РЭК Тверской области не усматривается нарушений законодательства по обжалуемому Приказу № 964-нп от 29.12.2011.
Учитывая изложенное, требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 191 - 196 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

решил:

В удовлетворении требований Заместителя прокурора Тверской области о признании недействующим и не подлежащим применению Приказа ГУ "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.12.2011 № 964-нп отказать.

Признать Приказ ГУ "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (г. Тверь, Комсомольский пр-т, 4/4, ОГРН 1026900585942, ИНН 6905066785) от 29.12.2011 № 964-нп соответствующим пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Приказу Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 № 249-э/1 "Об установлении предельных индексов максимального возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год".
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Председательствующий судья
В.В.ПЕРКИНА

Судьи
Л.Ю.ГОЛУБЕВА
А.А.ПУГАЧЕВ


------------------------------------------------------------------