Решение Арбитражного суда Тверской области от 02.04.2013 по делу N А66-13504/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области от 29.11.2010 N 781-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью Обслуживающая компания "Орша" для потребителей городского поселения поселок Орша Калининского муниципального района">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2013 г. по делу № А66-13504/2012
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Романовой Е.В., судей Рощиной С.Е., Балакина Ю.П. (замена судьи Беловой А.Г.) при ведении протокола судебного заседания секретарем Чеченковой И.Г., при участии представителей заявителя - не явился, извещен, РЭК - Волченко В.С., по доверенности, третьего лица - не явился, извещен, прокуратуры - Филипповой В.М., по удостоверению, рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью Обслуживающая компания "Орша", Калининский район,
к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, г. Тверь,
третье лицо - ООО "Газпром межрегионгаз Тверь"
при участии Прокуратуры Тверской области, г. Тверь
о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области от 29.11.2010 № 781-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО Обслуживающая компания "Орша" для потребителей городского поселения поселок "Орша" Калининского муниципального района" как несоответствующий ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" № 41-ФЗ от 14.04.1995,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Обслуживающая компания "Орша", Калининский район (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - РЭК) от 29.11.2010 № 781-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО Обслуживающая компания "Орша" для потребителей городского поселения поселок "Орша", Калининского муниципального района" как несоответствующего ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" № 41-ФЗ от 14.04.1995, Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Общество поддержало свои требования, ссылается на экономическую необоснованность тарифа, поскольку при расчете тарифа не учтены затраты предприятия. Представлено заключение экспертизы.
РЭК по требованиям возражает, считает, что ей соблюдены требования Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" № 41-ФЗ от 14.04.1995 и Постановления Правительства от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", все статьи затрат обоснованы документально, тариф на 2011 год рассчитан с учетом индекса предельного его роста. Проведены техническая и экономическая экспертизы.
Прокуратура доводы Комиссии поддержала, считает, что при установлении тарифа не нарушены нормы действующего законодательства и права Общества.
Как следует из материалов дела, 29.04.2010 Общество представило в РЭК необходимые расчетные материалы, обосновывающие предложения по установлению тарифа на производство и передачу тепловой энергии на 2011 год в размере 1333,59 руб./Гкал.
По результатам анализа представленных Обществом материалов, а также проведенных технической и экономической экспертиз лицо, назначенное уполномоченным по делу об установлении тарифа, рекомендовало членам правления РЭК на заседании 29.11.2010 уменьшить затраты Общества и утвердить тариф на тепловую энергию на 2011 год в размере 987,65 руб./Гкал, без учета налога на добавленную стоимость, рост к тарифу 2010 года составил 111,7%.
29.11.2010 Приказом РЭК "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО Обслуживающая компания "Орша" для потребителей городского поселения поселок Орша Калининского муниципального района" введены в действие на период с 01.01.2011 по 31.12.2011 тарифы на тепловую энергию.
Тариф для всех категорий потребителей установлен в размере 987,65 руб. за Гкал (без НДС).
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью первой статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым Приказом № 781-нп установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую Обществом, без указания конкретных потребителей, рассчитанный на неоднократное применение и действующий независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.
Указанные обстоятельства позволяют суду отнести оспариваемый Приказ № 781-нп к числу нормативных правовых актов и рассмотреть настоящий спор по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Законом № 41-ФЗ.
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (часть первая статьи 2 Закона № 41-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона № 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в частности, следующие основные принципы: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие.
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (часть третья статьи 6 Закона № 41-ФЗ).
Как предусмотрено пунктом 15 Основ ценообразования, при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
При установлении тарифа для Общества РЭК был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Исследовав материалы тарифного дела, РЭК нашла экономически необоснованными и не подтвержденными необходимыми документами заявленные Обществом расходы на производство и передачу тепловой энергии. Так, РЭК не согласилась с правильностью расчета теплового баланса; при расчете расхода топлива на технологические цели приняла во внимание параметры режимных карт; удельный расход электроэнергии приняла с учетом затрат электроэнергии на транспортировку теплоэнергии, с учетом типов котлоагрегатов, подключенной нагрузке, сроков службы аппаратуры, цена на электроэнергию на основании прогнозных данных Минэкономразвития РФ проиндексирована на 15%. Расходы оплату труда, цеховые и общехозяйственные расходы РЭК приняла в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по тарифам.
Согласно абзацу второму пункта 16 Основ ценообразования, к делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Эти экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный пунктом 12 настоящих Правил.
Представленное Обществом в материалы настоящего дела экспертное заключение, составленное обществом с ограниченной ответственностью Ассоциация "НАУДЭКС" (далее - Ассоциация), в РЭК не представлялось, поэтому не могло быть принято во внимание при установлении тарифа. Вследствие этого РЭК основывалась на заключениях собственной экспертной группы. Кроме того, определенный Ассоциацией экономически обоснованный тариф в размере 1536,25 руб./Гкал значительно превышает тариф, предложенный самим Обществом для утверждения РЭК, в связи, с чем судом заключение Ассоциации не принимается во внимание.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.10.2010 № 244-э/2 утверждены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста на 2011 год. Так максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию в среднем по Тверской области на 2011 год установлена в размере 111,7%.
Приказом РЭК № 991-нп от 17.12.2010 установлены индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Для поселка Орша индекс установлен в размере 111%.
Из пояснений представителя РЭК и материалов дела следует, что фактически для заявителя тариф установлен в размере 987,65 руб. за Гкал (без НДС), что на 111,7% больше по сравнению с предыдущим периодом и больше, чем индекс максимально возможного роста тарифа, установленный для пос. Орша.
Суд считает, что установление тарифа в размере 1536, 25 руб./Гкал, либо тарифа в заявленном Обществом размере повлекло бы нарушение баланса экономических интересов поставщика и потребителей тепловой энергии вследствие превышения максимальной величины роста тарифа на 2011 год для потребителей.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что Приказ № 7813-нп в оспариваемой части принят в соответствии с принципами обеспечения баланса экономических интересов поставщика и потребителей тепловой энергии, а также в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
РЭК не допущено нарушений сроков утверждения и порядка опубликования Приказа № 781-нп.
Довод заявителя об экономической необоснованности тарифа отклоняется как не нашедший своего подтверждения. В том случае, если фактические расходы по указанным статьям превысят утвержденные, Общество в силу пункта 10 Основ ценообразования не лишено права обратиться в регулирующий орган с документами, подтверждающими экономически обоснованные расходы и понесенные убытки, для их учета и компенсации в последующем периоде регулирования тарифов.
Также следует отметить, что решением Арбитражного суда Тверской области от 26.05.2010 по делу № А66-2054/2010, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.10.2010 Обществу отказано в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 1 Приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - РЭК) от 25.12.2009 № 263-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Обслуживающая компания "Орша" городское поселение поселок Орша, для потребителей в размере 884,20 руб. Гкал.
Кроме того, необходимо отметить, что Общество письмом от 26.11.2010 № 248 подтвердило получение извещения о проведении заседании Правления РЭК на 29.11.2010 года и согласилось с установленным тарифом в размере 987,65 руб. Гкал.
При таких обстоятельствах, требования Общества не подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 191, 192, 194 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области
решил:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью Обслуживающая компания "Орша", Калининский район, о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области от 29.11.2010 № 781-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО Обслуживающая компания "Орша" для потребителей городского поселения поселок "Орша" Калининского муниципального района" как несоответствующего Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" № 41-ФЗ от 14.04.1995 и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 отказать.
Признать Приказ Региональной энергетической комиссии Тверской области от 29.11.2010 № 781-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО Обслуживающая компания "Орша" для потребителей городского поселения поселок "Орша" Калининского муниципального района" соответствующим Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" № 41-ФЗ от 14.04.1995 и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004.
Расходы по госпошлине оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Е.В.РОМАНОВА
Судьи
С.Е.РОЩИНА
Ю.П.БАЛАКИН
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: