Решение Тверского УФАС России от 05.04.2013 N 04-6/20-2012 <О нарушении законодательства Российской Федерации о защите конкуренции в части неразмещения на официальном сайте информационных сообщений о проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2013 г. по делу № 04-6/20-2012
(с объявлением перерыва с 15.03.2012 по 22.03.2013)
Резолютивная часть решения оглашена: 22 марта 2013 года, г. Тверь.
В полном объеме решение изготовлено: 5 апреля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Фомин В.М., руководитель управления;
члены Комиссии:
- Красюкова Л.К., заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
- Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
в отсутствии представителей: Администрации Калязинского района; Комитета по управлению муниципальным имуществом Калязинского района; ООО "С"; ООО "Н", надлежаще извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело № 04-6/20-2012 по признакам нарушения Администрацией Калязинского района (<...>) (далее - Администрация) и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Калязинского района (<...>) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в ограничении конкуренции при проведении аукционов на право аренды земельных участков для строительства многоквартирных жилых домов <...> и <...>,
установила:
1. Основанием для возбуждения дела № 04-06/20-2012 послужило заявление ООО "Н" (далее - Общество, Заявитель) от <...> о нарушении установленного законодательством порядка организации и проведения <...> открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства многоквартирных жилых домов с кадастровыми номерами <...> и <...> (далее - Аукцион); об отмене результатов проведенного Аукциона и о расторжении контракта с ООО "С" на долевое строительство жилых помещений для жителей г. Калязина по государственной программе переселения из ветхого и аварийного жилья.
По мнению Заявителя, нарушение заключается в изменении в информационных сообщениях аукционов на право аренды земельных участков для строительства сведений о разрешенном использовании земельного участка после окончания срока приема заявок на участие в аукционе, а затем наличие данного земельного участка с новым разрешенным использованием земельного участка является основанием для участия в аукционе на долевое участие в строительстве жилья, тем самым устраняются конкуренты и договоры по первым аукционам и контракт по второму аукциону заключаются с единственным участником ООО "С". Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте, размещенной на Портале услуг, на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии htpp://maps.rosreestr.ru, разрешенное использование земельного участка в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, указано "для индивидуальной жилой застройки", что, по мнению Заявителя, не допускает строительство на данном земельном участке малоэтажных многоквартирных домов, в связи с чем Общество, осуществляющее строительство именно таких домов, вынуждено было отказаться от участия в данном аукционе.
Администрация в письмах от <...> и от <...> пояснила, что на земельных участках в г. Калязине по адресу: <...> (земельный участок № 1), <...> (земельный участок № 3) и <...> (земельный участок № 2) планировалось строительство малоэтажных многоквартирных домов; размещение информации о проведении данных земельных участков в газете "Вестник администрации Калязинского района" и на официальном сайте администрации Калязинского района www.kalyazin1775.ru было осуществлено в соответствии с земельным законодательством и дало возможность всем заинтересованным физическим и юридическим лицам, как в Калязинском районе, так и во всех регионах Российской Федерации, ознакомиться с информационными сообщениями о проведении Аукционов.
2. Антимонопольные органы вправе осуществлять контроль и надзор за соблюдением требований антимонопольного законодательства при организации и проведении торгов в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон) и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, и в порядке, определенном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.
Антимонопольные требования к торгам установлены статьей 17 Закона, содержащей запреты, в том числе органам местного самоуправления, совершать действия (бездействие), ограничивающие конкуренцию при проведении торгов.
3. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, часть 5 статьи 38 ЗК РФ).
Согласно части 2 статьи 38.1 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
В соответствии с частью 10 статьи 38.1 ЗК РФ извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение.
В информационных сообщениях аукционов, проведенных <...> и <...>, сведения о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение отсутствуют.
В соответствии с частью 9 статьи 38.1 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети Интернет и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 № 767 "Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов" с 01.01.2012 сайт www.torgi.gov.ru является официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт www.torgi.gov.ru), в том числе по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды таких земельных участков для жилищного строительства, по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства, а также торгов на право заключения договоров о развитии застроенной территории.
Согласно Постановлениям Главы Калязинского района от 06.02.2012 № 101, № 102 и от 25.01.2012 № 47 на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Калязинского район (далее - Комитет), уполномоченный согласно пункту 2.1 Положения о Комитете, утвержденного Постановлением главы Калязинского района от 15.01.2008 № 35 реализовывать права собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом муниципального образования Калязинский район, возложены обязанности объявить:
- Аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности (далее - Аукцион 1) по адресу: <...>, площадью <...>, кадастровый номер <...>, для строительства многоквартирного жилого дома и по адресу: <...>, площадью <...>, кадастровый номер <...>, для строительства многоквартирного жилого дома;
- Аукцион на право аренды земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома в отношении земельного участка по адресу: <...>, <...>, кадастровый номер <...> (далее - Аукцион № 2) с разрешенным использованием: для строительства многоквартирного жилого дома.
Информационное сообщение о проведении Аукциона 1 размещено Комитетом на официальном сайте администрации Калязинского района www.kalyazin1775.ru и в газете "Вестник администрации Калязинского района" от <...>. Информационное сообщение о проведении Аукциона 2 размещено Комитетом на официальном сайте администрации Калязинского района www.kalyazin1775.ru и в газете "Вестник администрации Калязинского района" от <...> № <...>.
Информация о проведении Аукционов 1 и 2 на официальном сайте torgi.gov.ru не размещалась, что ограничило круг потенциальных участников аукционов. Аукцион 1 и Аукцион 2 признаны несостоявшимися, Постановлениями: от <...>(земельный участок № 1); от <...> (земельный участок № 2); от <...> (земельный участок № 3) по итогам Аукционов 1 и 2 земельные участки переданы единственному участнику ООО "С" в аренду сроком на 5 лет под строительство многоквартирного жилого дома.
В соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции запрещаются действия, которые приводят или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаками ограничения конкуренции признаются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
Игнорирование императивных требований федерального законодательства о размещении информационных сообщений о проведении торгов на официальном сайте ограничило количество потенциальных участников, повлекло признание аукционов несостоявшимися и заключение договоров аренды с единственным участником по начальной цене, что свидетельствует о наличии в поведении Комитета по управлению муниципальным имуществом Калязинского района при организации и проведении <...> и <...> аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства многоквартирных жилых домов по адресу: <...>; <...> нарушения статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
4. Относительно позиции заявителя об изменении после окончания срока приема заявок на участие в Аукционах 1 и 2 установлено следующее.
Аукционная документация Аукциона 1 содержала следующие сведения в отношении разрешенного использования земельных участков:
- "для строительства многоквартирного жилого дома" для земельного участка по адресу: <...>, площадью <...>, кадастровый номер <...>;
- "для строительства многоквартирного жилого дома" по адресу: <...>, площадью <...>, кадастровый номер <...>.
В публичной кадастровой карте, размещенной на Портале услуг, на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии htpp://maps.rosreestr.ru, земельный участок по адресу: Тверская область, <...>, кадастровый номер <...>) значится "для малоэтажной жилой застройки".
Объявление о проведении Аукциона 2 содержало указание на разрешенное использование - для строительства многоквартирного жилого дома.
Разрешенное использование данного земельного участка в публичной кадастровой карте, размещенной на Портале услуг, на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии htpp://maps.rosreestr.ru, не указано.
Таким образом, информационные сообщения названных аукционов, аукционные документации и постановления Главы Калязинского района, в соответствии с которыми проводились аукционы, содержали сведения о разрешенном использовании, связанным со строительством, и не содержали сведения о разрешенном использовании - для индивидуального жилищного строительства.
При вышеназванных обстоятельствах препятствия для участия в аукционах Обществу, располагавшему сведениями о проведении данных аукционов, заинтересованному в строительстве многоквартирных домов малоэтажной застройки, отсутствовали.
5. <...> на электронной торговой площадке <...> (официальный сайт <...>) и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru были размещены: извещение и конкурсная документация о проведении Аукциона на долевое участие в строительстве жилых помещений в рамках реализации региональной программы "Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории городского поселения город Калязин Тверской области на 2011 - 2012 годы", согласованные Комитетом (далее - Аукцион на долевое участие, Адресная программа г. Калязина).
Согласно приглашению на участие в Аукционе на долевое участие он проводился в соответствии с:
- Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ);
- "Адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории городского поселения город Калязин Тверской области на 2011 - 2012 годы" (далее - Адресная программа г. Калязина).
Переселение граждан из аварийного жилья осуществляется в соответствии с региональной адресной программой во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон № 185-ФЗ).
Региональная программа "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2011 - 2012 годы" утверждена Постановлением Правительства Тверской области от 03.11.2011 № 179-пп (далее - Адресная программа Тверской области), содержит сведения о перечне муниципальных образований, включенных в программу, и способах приобретения жилья для переселенцев (у застройщиков), является доступной для всех, в т.ч. для строительных организаций - потенциальных участников аукционов.
Порядок предоставления субсидий из областного фонда софинансирования расходов бюджетам муниципальных образований Тверской области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утвержден Постановлением Правительства Тверской области от 18 апреля 2012 г. № 171-пп (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 10 и 11 Порядка приобретение (строительство) жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется муниципальными образованиями Тверской области на конкурсной основе в порядке, определенном законодательством (пункт 10 Порядка).
Раздел IV Адресной программы Тверской области содержит перечень муниципальных образований, включенных в реализацию настоящей программы, в том числе муниципальное образование "Городское поселение город Калязин" (п. 3 таблицы).
В соответствии с Адресной программой г. Калязина (утверждена решением Совета депутатов 02.08.11 № 132) переселение граждан из аварийного жилищного фонда может осуществляться следующими способами переселения:
- долевое строительство жилых помещений в многоквартирных домах, перечисленных в пункте 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации многоквартирных домов;
- приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, перечисленных в пункте 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении Аукциона на долевое участие и информационной карте для участия в нем участник должен представить копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ), а также документы на строительство, требуемые в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (далее - Закон № 214-ФЗ): копию договора аренды земельного участка; разрешение на строительство, выдаваемое органом местного самоуправления (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации); проектную декларацию, включающую в себя информацию о застройщике и проекте строительства (статья 9 Закона № 214-ФЗ), который бы удовлетворял требованиям заказчика по количеству квартир и их площади.
Согласно протоколу Аукциона на долевое участие от <...> единственный участник ООО "С" признан не соответствующим требованиям аукционной документации и аукцион признан несостоявшимся на основании части 1 статьи 41.11 Закона № 94-ФЗ (договор аренды земельного участка подписан генеральным директором, полномочия которого не подтверждены уставными документами).
Администрация получила от Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций согласование возможности заключения муниципального контракта с ООО "С" (письмо от <...> № <...>) и заказчиком - Главой администрации г. Калязина с ООО "С" <...> заключен контракт на строительство 2-х трехэтажных домов на земельных участках на <...> и <...>.
Таким образом, установленный Администрацией Калязинского района порядок организации и проведения Аукциона на долевое участие в строительстве жилых помещений в рамках реализации региональной программы "Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории городского поселения город Калязин Тверской области на 2011 - 2012 годы" не противоречит порядку, установленному Постановлением Правительства Тверской области от 03.11.2011 № 179-пп, утвердившим Адресную программу Тверской области.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом Калязинского района нарушившим статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части неразмещения информационных сообщений о проведении <...> и <...> аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства многоквартирных жилых домов по адресу: <...>; <...> на официальном сайте www.torgi.gov.ru, что могло привести к ограничению конкуренции при проведении аукционов.
2. Выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом Калязинского района предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при проведении торгов на право аренды земельных участков.
3. В отношении Администрации Калязинского района дело № 04-6/20-2012 прекратить ввиду отсутствия в действиях Администрации Калязинского района при проведении аукционов нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии
В.М.ФОМИН
Члены Комиссии
Л.К.КРАСЮКОВА
М.Ю.ШУКЛИНА
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: