Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Тверской области от 11.04.2013 по делу N А66-11/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 решения Торжокской городской Думы муниципального образования город Торжок от 25.11.2008 N 178 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда и вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов для населения" в части установления для населения единого норматива потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. по делу № А66-11/2013

(резолютивная часть решения объявлена 04.04.2013)
Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Басовой О.А., судей Пугачева А.А., Балакина Ю.П., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Ковган Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "На улице Старицкой", г. Торжок,
к Торжокской городской Думе Муниципального образования город Торжок,
с участием третьих лиц: Муниципального унитарного предприятия города Торжка "Горэнерго", г. Торжок, Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, г. Тверь,
Прокуратуры Тверской области, г. Тверь,
о признании недействующим пункта 1 решения Торжокской городской Думы Муниципального образования город Торжок № 178 от 25.11.2008 года "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда и вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов для населения" в части установления для населения единого норматива потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда в размере 0,0192 гкал в месяц на 1 кв. м общей площади жилых помещений,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен надлежаще,
от ответчика - Молочниковой Е.Н. - по доверенности,
от МУП города Торжка "Горэнерго" - Румянцевой Н.В. - по доверенности,
от РЭК Тверской области - Пестовой А.С., Волченко В.С. - доверенности,
от прокуратуры Тверской области - Филипповой В.М. - сл. уд.

установил:

Товарищество собственников жилья "На улице Старицкой" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в арбитражный суд Тверской области о признании недействующим пункта 1 решения Торжокской городской Думы Муниципального образования город Торжок (далее - ответчик, Дума) № 178 от 25.11.2008 года "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда и вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов для населения" в части установления для населения единого норматива потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда в размере 0,0192 гкал в месяц на 1 кв. м общей площади жилых помещений как несоответствующего положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены муниципальное унитарное предприятие города Торжка "Горэнерго" (далее - МУП), Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - РЭК). В порядке статьи 52 АПК РФ к участию в деле привлечена прокуратура Тверской области (далее - Прокуратура).
В судебное заседание представитель заявителя, надлежаще извещенного о времени и месте его проведения, не явился. Ходатайством от 03.04.2013 заявитель просил рассмотреть дело в его отсутствие. По правилам статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
Ответчик, МУП, РЭК и Прокуратура возражают против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Как следует из материалов дела, ТСЖ создано собственниками помещений в многоквартирном доме № 102-а по ул. Старицкая в городе Торжке Тверской области в целях совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. Предметом деятельности ТСЖ является, в числе прочего, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме. В качестве юридического лица ТСЖ зарегистрировано 20.10.2008.
Думой принято решение № 178 от 25.11.2008 года "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда и вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов для населения" (далее - Решение № 178), пунктом 1 которого утвержден норматив потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда для населения в размере 0,0192 гкал в месяц на 1 кв. м общей площади жилых помещений.
Решение № 178 опубликовано в издании "Новоторжский вестник" от 12.12.2008, вступило в силу со дня его официального опубликования и применяется с 01.01.2009 (пункт 4 указанного решения).
В целях реализации уставных целей ТСЖ заключило с МУП договор на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде от 01.03.2009 № 5-06/350, по условиям которого МУП (энергоснабжающая организация) обязалось подавать потребителю (ТСЖ) через присоединенную сеть тепловую энергию для помещений потребителя, а потребитель - оплачивать принятую энергию.
В соответствии с пунктом 2.1.4 договора учет отпускаемой тепловой энергии осуществляется по прибору учета, установленному на тепловом вводе потребителя.
Расчеты за тепловую энергию производятся по действующему тарифу, утвержденному РЭК по согласованию с администрацией города (пункт 3.1 договора).
Сторонами договора определена граница балансовой принадлежности теплосетей (приложение № 3 к договору).
В соответствии с условиями названного договора в 2011 году количество потребленной тепловой энергии в целях осуществления расчетов между МУП и ТСЖ определялось на основании данных прибора учета, установленного на границе балансовой принадлежности теплосетей. Были определены следующие показатели количества теплоэнергии, потребленной на нужды отопления за отопительный сезон: январь - 86,05 гкал, февраль - 157,55 гкал, март - 88,61 гкал, апрель - 90,87 гкал, октябрь - 51,714 гкал, ноябрь - 85,81 гкал, декабрь - 91,81 гкал.
В январе 2012 года вышел из строя принадлежащий ТСЖ прибор учета теплоэнергии, в связи с чем дальнейшие расчеты производились исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда в размере 0,0192 гкал в месяц на 1 кв. м общей площади жилых помещений, установленного Решением № 178.
Количество потребленной энергии, рассчитанное по нормативу, составило в 2012 году: февраль - 239,45 гкал, март - 200,62 гкал, апрель - 161,79 гкал, октябрь - 128,84 гкал. Таким образом, показатели количества потребленной теплоэнергии, рассчитанные по нормативу, существенно превысили аналогичные показатели, определенные по данным прибора учета за соответствующие периоды.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ТСЖ в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 Решения № 178, установившего нормативы потребления теплоэнергии.
В обоснование заявленных требований ТСЖ указало, что при установлении единого норматива потребления Дума не учла конструктивные и технические различия жилых домов города Торжка, степень их благоустройства, в результате чего неправомерно не установила дифференцированные нормативы в зависимости от категорий и состояния жилищного фонда.
При рассмотрении дела суд исходит из следующего.
В силу статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Оспариваемое решение содержит обязательные для применения правила и нормы, касается неопределенного круга лиц (потребителей); рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения; опубликован в установленном порядке, касается неопределенного круга лиц, то есть отвечает всем признакам нормативного правового акта.
Следовательно, заявитель правомерно оспаривает его в порядке, установленном главой 23 АПК РФ.
Суд признает несостоятельными доводы ответчика об истечении срока исковой давности в отношении заявленных требований. В соответствии с разъяснениями, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 № 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 № 18, исковая давность не может применяться к случаям оспаривания нормативного правового акта, если иное не предусмотрено законом. В рассматриваемом случае законом иное не предусмотрено.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения в связи со следующим.
Порядок определения размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 названной статьи (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с вышеуказанными полномочиями Правительством Российской Федерации приняты Правила № 306, определяющие порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 306 (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (пункт 9 Правил).
Согласно пункту 10 Правил № 306, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства.
При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Пунктом 14 Правил № 306 предусмотрено, что для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению к Правилам.
Согласно пункту 19 Правил № 306 при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные названными Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
В соответствии с пунктом 20 Правил № 306 при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов, экспертный метод и расчетный метод. Решение о применении одного из методов либо их сочетания применяется уполномоченными органами (пункт 24 Правил № 306).
В рассматриваемом случае Думой принято решение об определении нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда по расчетному методу, конкретная величина норматива определена на основании экспертного заключения ООО "Аудиторско-консалтинговая группа Новгородаудит" по расчету норматива (далее - заключение).
В данном заключении приведено подробное обоснование выбора указанного метода определения нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению в соответствии с положениями пунктов 21 - 23 Правил № 306.
Из пункта 3.5 заключения следует, что для проведения расчета нормативов были представлены документы о составе жилищного фонда по состоянию на 01.06.2007.
Согласно заключению расчет нормативов, в частности - норматива по отоплению, производился в полном соответствии с требованиями Правил № 306 - с учетом всех необходимых параметров и на основании формул, приведенных в приложении к Правилам № 306.
В частности, учтены этажность жилых домов и, вопреки доводам заявителя, значения нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление в зависимости от года постройки (до 1999 года и после 1999 года), как этого требует таблица 7 приложения к Правилам № 306.
Результаты расчетов приведены в Таблице 3 заключения "Сводный расчет норматива отопления жилых домов г. Торжок".
Следует отметить, что пункт 10 Правил № 306 не требует установления дифференцированных нормативов в зависимости от года постройки жилых домов. От года постройки (до и после 1999 года) зависит значение учитываемого в общем расчете норматива нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление, который принимается во внимание при выводе конечного значения общего норматива.
Для установления дифференцированных нормативов имеет значение наличие различий в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства многоквартирных жилых домов, учитываемых при установлении нормативов.
Заявитель, указывая на нарушение ответчиком пункта 10 Правил № 306, допущенное при установлении спорного норматива, не привел каких-либо конкретных различий в конструктивных и технических параметрах жилых домов, учтенных при установлении норматива.
Единственный довод заявителя, приведенный в обоснование незаконности оспариваемого решения, сводится к тому, что при установлении спорного норматива не учтены конструктивные особенности конкретного жилого дома № 102-а по ул. Старицкой.
Однако данный конкретный дом не учтен и не мог быть учтен при установлении спорного норматива в силу того, что на дату принятия оспариваемого Постановления он не был введен в эксплуатацию в полном объеме: акт ввода в эксплуатацию второй очереди строительства подписан лишь 20.10.2009. При расчете нормативов, как указано выше, учитывался состав жилищного фонда по состоянию на 01.06.2007.
Кроме того, из пункта 13 раздела II приложения к Правилам № 306 следует, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода в основной формуле учитываются количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета, а также общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Дом № 102-а по ул. Старицкой в г. Торжке изначально оборудован приборами учета тепловой энергии, поэтому его параметры, включая конструктивные особенности, не могли быть учтены при расчете спорного норматива также и по этой причине.
Иных доводов и обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии Решения № 178 Правилам № 306 либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, заявитель не привел.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Решение № 178 в оспариваемой части на дату его принятия соответствовало как части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, так и Правилам № 306.
Суд также считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 16 Правил № 306 изменение конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома, на которое, по существу, ссылается заявитель, подразумевая под ним ввод в эксплуатацию нового дома, может служить основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг, которое осуществляется в порядке, установленном названными правилами, но не для признания недействующими в судебном порядке ранее установленных нормативов.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины остаются на ТСЖ на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 156, 167 - 170, 191 - 196 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

решил:

В удовлетворении требований товарищества собственников жилья "На улице Старицкой" о признании недействующим пункта 1 Решения Торжокской городской думы Муниципального образования город Торжок № 178 от 25.11.2008 года "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда и вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов для населения" в части установления для населения единого норматива потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда в размере 0,0192 гкал в месяц на 1 кв. м общей площади жилых помещений отказать.
Признать пункт 1 Решения Торжокской городской думы Муниципального образования город Торжок № 178 от 25.11.2008 года "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда и вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов для населения" в части установления для населения единого норматива потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда в размере 0,0192 гкал в месяц на 1 кв. м общей площади жилых помещений соответствующим положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Расходы по уплате государственной пошлины оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа, г. Санкт-Петербург, в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
О.А.БАСОВА

Судьи
А.А.ПУГАЧЕВ
Ю.П.БАЛАКИН


------------------------------------------------------------------