Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Тверской области от 25.04.2013 по делу N А66-13677/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 22.12.2011 N 905-нп "О тарифе на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Кувшиновская городская коммунальная служба" для потребителей городского поселения город Кувшиново">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. по делу № А66-13677/2012

Изготовлен мотивированный текст решения
Резолютивная часть решения оглашена 18.04.2013

Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Рощиной С.Е. (замена судьи Бажан О.М.),
судей Романовой Е.В., Басовой О.А. (замена судьи Балакина Ю.П.)
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красновой А.В. с применением средств аудиозаписи,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "ТверьЭнергоСервис", г. Тверь
к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, г. Тверь
заинтересованные лица: Федеральная служба по тарифам; муниципальное унитарное предприятие "Кувшиновская городская коммунальная служба"
при участии Прокуратуры Тверской области
о признании недействующим Приказа РЭК Тверской области от 22.12.2011 № 905-нп
истца (заявителя) - Елфимовой С.Г., по доверенности,
ответчика (должника) - Волченко В.С., по доверенности,
Прокуратуры - Филипповой В.М.,
третьего лица - не явился, извещен,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ТверьЭнергоСервис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим Приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - РЭК) от 22.12.2011 № 905-нп "О тарифе на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Кувшиновская городская коммунальная служба" для потребителей городского поселения город Кувшиново", не соответствующим Приказу ФСТ от 18.10.2011 № 248-э/1 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год", статье 3 и подпункту 4 пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле привлечены Федеральная служба по тарифам и муниципальное унитарное предприятие "Кувшиновская городская коммунальная служба".
Дело рассматривается также при участии Прокуратуры Тверской области.
Заявитель поддержал требования, указав, что хотя непосредственно он сам не является потребителем тепловой энергии по данному тарифу, но использует его во взаиморасчетах с третьими лицами, следовательно, его размер влияет на его права. Считает, что тариф завышен и при определении спорного тарифа на 2012 год для МУП "Кувшиновская ГКС" ответчику необходимо было исходить из возможного предельного роста тарифа.
Комиссией представлен письменный отзыв, по требованиям возражает, считает, что тариф на 2012 год для МУП "Кувшиновская ГКС" установлен экономически обоснованный, о чем имеется соответствующее заключение. Соответственно тариф в спорный период не индексировался, поскольку МУП работает на территории г. Кувшиново только с конца ноября 2011 года и ранее (2011 год) для МУП тариф не устанавливался. При установлении тарифа РЭК анализировались документы представленные МУП за проработанный им период и документы предыдущей организации. Также ответчик ссылается на то, что заявителем не доказан факт нарушения его прав оспариваемым Приказом.
МУП и Федеральная служба по тарифам о месте и времени слушания дела извещены надлежаще по правилам статьи 123 АПК РФ, явку представителей не обеспечили, пояснений по существу заявленных требований не представлено.
Прокуратура считает, что оспариваемый Приказ не нарушает прав заявителя, тариф установлен в соответствии с положениями действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, Комиссией 22.12.2011 принят Приказ № 905-нп "О тарифе на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Кувшиновская городская коммунальная служба" для потребителей городского поселения город Кувшиново".
Приказ опубликован в газете "Тверская жизнь" № 236 от 27.12.2011. На момент рассмотрения дела судом, а именно с 01.01.2013 оспариваемый Приказ утратил силу в связи с принятием Приказа от 30.11.2012 № 508-нп ГУ РЭК Тверской области.
Не согласившись с Приказом № 905-нп, Общество обратилось в суд.
Рассмотрев заявленные требования, исследовав материалы дела, заслушав в ходе судебного разбирательства доводы участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
На основании пункта 1 статьи 29 и части 3 статьи 191 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются Законом № 210-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования).
На основании части 2 статьи 3 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с Законом о тарифах и правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ к общим принципам регулирования тарифов и надбавок относится достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 4 части четвертой статьи 4 Закона № 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Согласно статье 9 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона № 210-ФЗ предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 08.02.2007 № 288-О-П, 291-О-П указано на недопустимость превышения максимального индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по субъекту Российской Федерации, при определении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации максимального индекса по муниципальному образованию, если иное прямо не предусмотрено законодательством.
Пунктом 52 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 № 248-э/1 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.11.2011 № 22213) на 2012 год утверждены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод для Тверской области в следующих размерах: максимальная величина роста тарифов с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 106,0%; с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 111,9%.
Максимальная величина роста тарифов устанавливается в среднем по субъекту Российской Федерации, тарифы на тепловую энергию по отдельно взятым организациям могут быть установлены с ростом как выше 111,9%, так и ниже, при условии, что рост тарифов на тепловую энергию в среднем по Тверской области не превышает указанную максимальную величину роста тарифов (111,9%).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предельные максимальные индексы изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые по муниципальным образованиям, могут отличаться в большую либо меньшую сторону от предельного максимального индекса, установленного в среднем по субъекту Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из пояснений Комиссии и представленного Заключения по утверждению тарифа на услуги водоотведения, оказываемые МУП "Кувшиновская ГКС" потребителям г. Кувшиново на 2012 год (л.д. 42 - 44, т. 4), МУП "Кувшиновская ГКС" является вновь созданной организацией и впервые обратилась за установлением указанного тарифа на 2012 год, следовательно, для данной организации Комиссией устанавливался экономически обоснованный тариф, а не индексировался ранее установленный.
Из содержания пункта 53 Основ ценообразования следует, что предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам.
Соответственно, МУП "Кувшиновская ГКС" подпадает под предусмотренные пунктом 53 Основ ценообразования условия.
Тариф для МУП "Кувшиновская ГКС", с учетом положений Приказа ФСТ от 18.10.2011 № 248-э/1 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.11.2011 № 22213), в первом полугодии 2012 года был установлен на уровне тарифа, действовавшего в 2011 году, и составил для населения на услуги систем водоснабжения в размере 14,57 руб. куб. м; водоотведения - 29,84 руб. куб. м, для бюджетных и прочих потребителей на услуги водоснабжения в размере 20,84 руб. куб. м, на водоотведение 33,83 руб. куб. м.
На следующий период с 01.07.2012 тариф составил для населения на услуги систем водоснабжения в размере 15,44 руб. куб. м; на услуги водоотведения - 31,63 руб. куб. м, для бюджетных и прочих потребителей в размере 27,17 руб. куб. м, на услуги водоснабжения и на услуги водоотведения - 42,65 руб. куб. м.
И с 01.09.2012 тариф составил для населения на услуги систем водоснабжения в размере 16,37 руб. куб. м; водоотведения - 33,53 руб. куб. м, для бюджетных и прочих потребителей на услуги водоснабжения в размере 31,45 руб. куб. м, на водоотведение - 53,88 руб. куб. м.
Суду представлено заключение по утверждению тарифа на услуги водоотведения, оказываемые МУП потребителям города Кувшиново на 2012 год (л.д. 42 - 44, т. 4). В заключении указано, что экспертиза тарифов на услуги водоотведения и водоснабжения проведена в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Тарифы на указанные услуги рассчитаны на 2012 год в соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на спорный период.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оспоренное решение ответчика не противоречит и соответствует выше названным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Иного не подтверждено, доводы РЭК не опровергнуты.
Кроме того, именно заявитель должен доказать как оспариваемым Приказом нарушены его права в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
В обоснование нарушения прав Общество ссылается на то, что тариф для МУП "Кувшиновская ГКС" установлен излишне высоким. И поскольку ООО "ТверьЭнергоСервис" является потребителем услуг по водоснабжению и водоотведению, предоставляемых МУП "Кувшиновская ГКС", соответственно оно вынуждено оплачивать данные услуги по завышенным тарифам, в связи с чем, у него возникают выпадающие доходы.
Судом не принимается данный довод Общества, поскольку тариф, установленный для МУП "Кувшиновская ГКС", включен в тариф, установленный для заявителя, на те же услуги. Кроме того, при наличии подтверждающих документов, убытки могут быть включены регулирующим органом в необходимую валовую выручку в следующем периоде регулирования.
Суд считает необходимым указать, что общими принципами регулирования тарифов и надбавок, закрепленными в части 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ, являются, в том числе, достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций.
При таких обстоятельствах, требования Общества не подлежат удовлетворению, расходы по госпошлине подлежат отнесению на заявителя в сумме 2000 руб., а излишне оплаченные в сумме 2000 руб. возврату.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 191, 192, 194 - 196 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

решил:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ТверьЭнергоСервис", г. Тверь о признании Приказа Главного Управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 22.12.2011 № 905-нп "О тарифе на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Кувшиновская городская коммунальная служба" для потребителей городского поселения город Кувшиново не соответствующим Приказу ФСТ от 18.10.2011 № 248-э/1 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год", статье 3 и подпункту 4 пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", отказать.
Признать Приказ Главного Управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 22.12.2011 № 905-нп "О тарифе на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Кувшиновская городская коммунальная служба" для потребителей городского поселения город Кувшиново, соответствующим положениям Приказа ФСТ от 18.10.2011 № 248-э/1 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год", статье 3 и подпункту 4 пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Расходы по госпошлине оставить на заявителе в сумме 2000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТверьЭнергоСервис", г. Тверь из доходов федерального бюджета 2000 руб. излишне оплаченной по платежному поручению № 1363 от 14.11.2012 госпошлины, на возврат выдать справку.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
С.Е.РОЩИНА

Судьи
О.А.БАСОВА
Е.В.РОМАНОВА


------------------------------------------------------------------