Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Тверской области от 26.04.2013 по делу N А66-10363/2012 <О признании недействующим Приказа ГУ РЭК Тверской области от 22.10.2011 N 787-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" для потребителей Нелидовского сельского поселения Нелидовского муниципального района">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2013 г. по делу № А66-10363/2012

(после перерыва в порядке ст. 163 АПК РФ)

(резолютивная часть решения объявлена 19.04.2013)

Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Голубевой Л.Ю., судей Басовой О.А., Бачкиной Е.А. (замена судьи Беловой А.Г.), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ткаченко Ю.Я., при участии представителей сторон: от заявителя - Доброхваловой В.П., по доверенности, Суворцевой М.А., по доверенности, от ответчика - Волченко В.С., по доверенности, Секачевой А.А., по доверенности, от прокуратуры Тверской области Филипповой В.М., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания", г. Тверь, к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, г. Тверь, при участии Прокуратуры Тверской области, г. Тверь, о признании недействующим Приказа РЭК Тверской области от 22.10.2011 № 787-нп (в редакции от 15.05.2012 года) "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" для потребителей Нелидовского сельского поселения Нелидовского муниципального района"

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания", г. Тверь (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим Приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - ответчик, РЭК) от 22.10.2011 № 787-нп (в редакции от 15.05.2012 года) "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" для потребителей Нелидовского сельского поселения Нелидовского муниципального района" (далее - Приказ № 787-нп).
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Федеральная служба по тарифам, г. Москва (далее - третье лицо, ФСТ России).
В деле в порядке ст. 52 АПК РФ приняла участие Прокуратура Тверской области, г. Тверь (далее - Прокуратура).
Заявленные требования мотивированы несоответствием Приказа № 787-нп статьям 3 и 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон № 190-ФЗ), пункту 37 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования) и пункту 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Правила регулирования тарифов).
Заявитель считает, что при установлении тарифов РЭК необоснованно не применила формулу, подлежащую применению при методе индексации, необоснованно не учла при исчислении тарифа выпадающие доходы за 2010 год.
РЭК возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела (т. 7, л.д. 4142).
ФСТ России мотивированного отзыва не представила. Согласно письменным пояснениям (т. 7, л.д. 128 - 129), с учетом их уточнения письмом от 15.04.2013 № СЗ-3598/13, при расчете предельных уровней тарифов на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям на 2012 год, в среднем по Тверской области сверх индексной модели учтено дополнительное увеличение необходимой валовой выручки организаций, в том числе, по Обществу в размере 60 551 тыс. руб. по следующим статьям затрат:
- недополученный доход за предыдущий отчетный период - 53 500 тыс. руб.;
- средства на финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционными программами в размере 7 051 тыс. руб.
Прокуратура представила письменный отзыв, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению (т. 7, л.д. 170 - 172).
Как следует из материалов дела и объяснений представителей участвующих в деле лиц, Приказом ГУ "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 22.12.2011 № 787-нп установлены тарифы на 2012 год на тепловую энергию, отпускаемую Обществом для потребителей городского поселения город Нелидово с календарной разбивкой согласно приложениям N№ 1, 2, 3 (т. 6, л.д. 46 - 49). Первоначальный текст документа опубликован в издании "Тверская жизнь", № 235, 24.12.2011.
Приказами РЭК от 16.01.2012 года № 14-нп (источник публикации - "Тверская жизнь", № 9, 21.01.2012) и от 15.05.2012 № 173-нп (источник публикации - "Тверская жизнь", № 91, 19.05.2012) в приложения N№ 2 и 3 Приказа № 787-нп внесены изменения.
С учетом внесенных изменений установлены следующие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" для потребителей Нелидовского сельского поселения Нелидовского муниципального района:
- вводимые в действие с 1 января по 30 июня 2012 года (приложение № 1): на горячую воду для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (без учета НДС) - одноставочный тариф в размере 2397,56 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - одноставочный тариф в размере 2829,12 руб.,
- вводимые в действие с 1 июля по 31 августа 2012 года (приложение № 2): на горячую воду для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (без учета НДС) - одноставочный тариф в размере 2541,41 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - одноставочный тариф в размере 2998,86 руб.,
- вводимые в действие с 1 сентября по 31 декабря 2012 года (приложение № 3): на горячую воду для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (без учета НДС) - одноставочный тариф в размере 2579,53 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - одноставочный тариф в размере 3043,85 руб.
При установлении тарифов на тепловую энергию РЭК согласно письму от 09.02.2012 № 192 применил метод индексации.
Общество считает, что при установлении тарифа РЭК неправомерно не применила формулу, установленную пунктом 7 Методических указаний по индексации предельных (минимального и (или) максимального уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 05.07.2005 № 275-э/4 (далее - Методические указания), не учтены выпадающие доходы Общества за 2010 год. Указанные нарушения привели к необоснованности установленных тарифов, возникновению у Общества убытков при их применении.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Оспариваемым приказом установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую Обществом без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение. Учитывая вышеизложенное, оспариваемый приказ является нормативным правовым актом. Заявление рассматривается по требованиям главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьи 41, 65 АПК РФ возлагают обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения соответствующего акта, на орган, его вынесший. Одновременно каждая из сторон должна подтвердить те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Одними из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленными в статье 7 Закона о теплоснабжении являются обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, а также стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения.
В соответствии со статьей 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются:
1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
2) метод индексации установленных тарифов;
3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала;
4) метод сравнения аналогов.
Согласно пункту 4 Правил регулирования тарифов в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).
Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом. В рассматриваемом случае РЭК был избран метод индексации.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования в случае применения регулирующими органами метода индексации дело об установлении тарифов не открывается.
В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования), индексации подлежат ранее утвержденные регулируемые тарифы (цены) и (или) их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни.
При применении указанного метода тарифы устанавливаются в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, которые учитывают:
1) программы сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, согласованные с регулирующими органами;
2) изменения состава и (или) объемов финансирования инвестиционной программы электроэнергетики;
3) отклонения фактических показателей производства продукции на розничном рынке и (или) оказываемых услуг от прогнозных;
4) отклонения фактических цен на топливо от прогнозных;
5) отклонения фактического индекса потребительских цен от принятого при установлении регулируемых тарифов (цен) прогнозного индекса;
6) изменения нормативных правовых актов, влияющие на размеры расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
7) изменения регулируемых тарифов (цен) на топливо в соответствии с решениями регулирующих органов;
8) изменения ставок налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
9) изменения размера платежей, вносимых в соответствии с договорами, необходимыми для осуществления деятельности в сфере электроэнергетики и участия в оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;
10) технологические особенности производства электрической энергии (мощности) (для эксплуатирующих организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, - в соответствии с утвержденными в установленном порядке программами мероприятий по обеспечению безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.07.2005 № 275-э/4 (в ред. Приказа ФСТ РФ от 31.07.2007 № 136-э/4) утверждены Методические указания по индексации предельных (минимального и (или) максимального уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (далее - Методические указания).
Пунктом 7 Методических указаний установлена формула расчета тарифа при применении метода индексации.
Возможность отступления от указанной формулы законодательно не предусмотрена.
По рассматриваемому делу РЭК в подтверждение применения указанной формулы при установлении оспариваемого тарифа в судебном заседании представила расчет (т. 7, л.д. 155).
Вместе с тем, данные, указанные в представленном расчете, не соответствуют данным, отраженным в Сводной таблице расчетных данных по определению тарифа на теплоэнергию, вырабатываемую и передаваемую отопительным котельным ООО "Тверская теплоснабжающая компания" (т. 6, л.д. 59 - 62). Так, при определении удельных расходов в ставке тарифа за электрическую (тепловую) энергию (d Ti-1, j) сведения о расходах на вспомогательные материалы, затраты на передачу тепловой энергии, общехозяйственные расходы не соответствуют сведениям, указанным в строках 6.1.4, 6.2, 6.4 Сводной таблицы. При расчете величин приростов в ставке тарифа за электрическую (тепловую) энергию) dИН э i,j dB э i,j, используются сведения, не соответствующие строке 8 Сводной таблицы. Сводная таблица является приложением к выписке из протокола заседания Правления РЭК № 23 от 22.12.2011 года, на котором были установлены оспариваемые тарифы, что позволяет сделать вывод о том, что именно сведения, указанные в ней были предметом рассмотрения при утверждении тарифов. При указанных обстоятельствах суд считает не доказанным применение РЭК установленной Методическими рекомендациями формулы при установлении оспариваемого тарифа.
Суд также считает необоснованным исключение РЭК при определении прироста в ставке тарифа за тепловую энергию dB э i, используемого для расчета оспариваемого тарифа, выпадающих расходов за 2010 год. Доводы РЭК о том, что Общество не представляло первичные учетные документы, подтверждающие эти расходы, необоснованны и противоречат материалам дела. Обществом в материалы дела представлены сопроводительные письма с отметкой РЭК о передаче первичных учетных документов (т. 5, л.д. 118 - 121). При отсутствии указанных документов и без соответствующего подтверждения выпадающих доходов, они не были бы учтены ФСТ РФ при утверждении дополнительного увеличения необходимой валовой выручки по Обществу при утверждении предельных уровней тарифов на тепловую энергию для Тверской области.
Факт учета ФСТ России выпадающих доходов Общества при утверждении предельных уровней тарифов на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями, в том числе Обществом, на 2012 подтверждено письмом от 11.03.2013 года № СН-2231/13 (л.д. 128 - 129) с учетом уточнений от 15.04.2013 № СЗ-3598/13, а также письмом от ФСТ от 07.12.2011 № 116-9893/5 (т. 6, л.д. 67 - 70).
Представленное РЭК экспертное заключение по результатам проведения независимой технико-экономической экспертизы тарифов организаций, оказывающих услуги теплоснабжения на территории г. Твери, Калининского района Тверской области и Нелидовского района Тверской области на 2012 год от 24.12.2012 года суд расценивает как ненадлежащее доказательство. В материалы дела не представлено доказательство предупреждения эксперта об уголовной ответственности за дачу ложного заключения. Из представленной расписки в получении экспертом материалов тарифных дел следует, что документы переданы эксперту ранее заключения государственного контракта на проведение независимой экспертизы. Сопоставление даты заключения государственного контракта и заключения экспертизы позволяет сделать вывод о том, что экспертиза в отношении шести организаций проведена за два рабочих дня. Из расписки в получении документов невозможно определить какие документы передавались эксперту по каждой организации, в том числе по заявителю. При указанных обстоятельствах невозможно определить анализировались ли экспертом документы, обосновывающие выпадающие доходы Общества за 2010 год. Кроме того, указанная экспертиза проведена РЭК уже после принятия судом рассматриваемого заявления, при этом заявителю не было предоставлено право участвовать в ее проведении, ознакомиться с материалами, направленными на экспертизу, задать эксперту вопросы, исследование которых необходимо при проведении экспертизы.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что Приказ Региональной энергетической комиссии Тверской области от 22.10.2011 № 787-нп (в редакции от 15.05.2012 года) "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" для потребителей Нелидовского сельского поселения Нелидовского муниципального района" не соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
В связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии со ст. 110 АПК РФ понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в сумме 2000 руб. подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 163, 167 - 170, 191 - 196, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания", г. Тверь, требования удовлетворить.
Признать недействующим Приказ Региональной энергетической комиссии Тверской области от 22.10.2011 № 787-нп (в редакции от 15.05.2012 года) "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" для потребителей Нелидовского сельского поселения Нелидовского муниципального района", как не соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Взыскать с Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области в пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать взыскателю в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Л.Ю.ГОЛУБЕВА

Судьи
О.А.БАСОВА
Е.А.БАЧКИНА


------------------------------------------------------------------