Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Тверской области от 13.05.2013 по делу N А66-22/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа от 29.11.2010 N 737-нп "О тарифе на услуги систем водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Коммунальное хозяйство Радченко" для потребителей городского поселения поселок Радченко Конаковского муниципального района" в части установления тарифа для прочих потребителей>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2013 г. по делу № А66-22/2013

(резолютивная часть решения объявлена 29.04.2013)

Арбитражный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Голубевой Л.Ю., судей Басовой О.А., Бачкиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Ткаченко Ю.Я., при участии от заявителя - представителя Бускиной Н.М., по доверенности, от ответчика - представителя Волченко В.С., по доверенности, от заинтересованного лица - Суворова А.А., по доверенности, Кирсанова Л.В., по доверенности, рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Пансионат с лечением "Верхневолжский", п/о Радченко Конаковского района Тверской области, к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, г. Тверь, с привлечением заинтересованного лица МУП "Коммунальное хозяйство "Радченко", пгт Радченко Конаковского района Тверской области, при участии Прокуратуры Тверской области, о признании недействующим Приказа № 737-нп от 29.11.2010 года № 737-нп "О тарифе на услуги систем водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Коммунальное хозяйство Радченко" для потребителей городского поселения поселок Радченко Конаковского муниципального района" в части установления тарифа для прочих потребителей тарифа в размере 54,24 руб./куб. (НДС не облагается),

установил:

Закрытое акционерное общество "Пансионат с лечением "Верхневолжский", п/о Радченко-1 Конаковского района, (далее - заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим Приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, г. Тверь, (далее - ответчик РЭК) № 737-нп от 29.11.2010 года № 737-нп "О тарифе на услуги систем водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Коммунальное хозяйство Радченко" для потребителей городского поселения поселок Радченко Конаковского муниципального района" (далее - оспариваемый Приказ) в части установления тарифа для прочих потребителей тарифа в размере 54,24 руб./куб. (НДС не облагается).
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, обосновывая их несоответствием оспариваемого Приказа требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ), пункту 14, абзацу 1 пункта 2, абзацу 2 пункта 15 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы ценообразования) и пунктам 3 и 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Правила). Заявитель считает, что РЭК неправомерно не учел при установлении оспариваемого тарифа тот факт, что муниципальным унитарным предприятием "Коммунальное хозяйство Радченко" услуга по водоотведению для Общества оказывается неполностью, а именно: оказывается только услуга по очистке сточных вод без их транспортировки на очистные сооружения. Указанное обстоятельство повлекло, по мнению заявителя, незаконное установление единого тарифа на водоотведение без выделения в его составе тарифа на очистку сточных вод, что влечет для Общества необоснованные расходы по оплате неоказанных услуг на транспортировку сточных вод при оплате услуг по водоотведению.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (Т. 1, л.д. 71 - 72).
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство Радченко", п. Радченко (далее - Предприятие, третье лицо) возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела (Т. 2, л.д. 26 - 28).
Прокуратура Тверской области, вступившая в дело в порядке ст. 52 АПК РФ, своего представителя в последнее заседание не направила, отзыв по делу не представила.
Как следует из материалов дела и объяснений представителей участвующих в деле лиц, согласно уставу целями деятельности Предприятия является деятельность по обеспечению работоспособности коммунальных объектов для оказания коммунальных услуг (п. 3.1 Устава). Для достижения целей, указанных в пункте 3.1 Устава, Предприятие, в частности, осуществляет обслуживание муниципальных очистных сооружений и предоставление услуг по приему сточных вод в соответствии с заключенными договорами; осуществление эксплуатации и обслуживания водопроводных и канализационных сетей и фекальных насосных (п. 3.2 Устава).
В ноябре 2010 года Предприятие представило в РЭК пакет документов для установления тарифа на водоотведение, который Предприятие намеревалось применять для населения и прочих потребителей в 2011 году.
Оспариваемым Приказом № 737-нп от 29.11.2010 года (Т. 1, л.д. 17) РЭК установила для Предприятия тарифы на водоотведение, в том числе - для прочих потребителей 54,25 руб./куб. м (НДС не облагается).
Оспариваемый Приказ опубликован в газете "Тверская Жизнь" № 221 от 04.12.2010 года.
Приказом РЭК от 08.12.2011 года № 631-нп оспариваемый Приказ признан утратившим силу. Приказом РЭК от 08.12.2011 года № 631-нп с 01.01.2012 года для предприятия установлены тариф на водоотведение для прочих потребителей в размере 54,24 руб., в том числе 28,25 руб. - очистка.
Поскольку установление тарифа на водоотведение на 2011 год без выделения в его составе тарифа на очистку, по мнению заявителя, не соответствует действующему законодательству, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело, суд исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым Приказом утвержден тариф на услуги Предприятия по водоотведению без указания конкретных потребителей; он рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Учитывая изложенное, оспариваемый Приказ является нормативным актом, настоящий спор рассматривается по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В силу пункта 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" согласно статье 192 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим могут обращаться заинтересованные лица, если полагают, что этот акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Законом № 210-ФЗ.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Приказа) одними из принципов регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса и установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ.
В силу пункта 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся:
1) тарифы на холодную воду;
2) тарифы на горячую воду;
3) тарифы на водоотведение;
4) тарифы на очистку сточных вод;
5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 167 от 12.02.1999 (далее - Правила № 167) под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации, а под централизованной системой коммунальной канализации - комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод.
Исходя из системного толкования указанных норм и фактических обстоятельств дела, в технологический процесс водоотведения включается процесс приема сточных вод и их очистка.
Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса урегулирован Правилами.
В соответствии с пунктом 3 Правил организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 (далее - виды деятельности), следующие документы:
1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения;
2) производственная программа;
3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;
4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности;
5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет;
6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
Процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей (пункт 14 Правил).
Согласно абзацу 1 пункта 2 Основ ценообразования установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в целях установления тарифов и надбавок организации коммунального комплекса ведут учет объемов товаров и услуг, доходов и расходов раздельно по осуществляемым видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим документом (далее - виды деятельности).
Финансовые потребности для реализации организацией коммунального комплекса производственной и инвестиционной программ определяются раздельно применительно к видам деятельности.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года № 520 Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой предписано в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.
Вместе с тем, Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, в которых установлены правила расчета тарифов и финансовых потребностей, указаны отдельные стадии технологического процесса водоотведения, утверждены Приказом Министерства регионального развития № 47 только 15.02.2011 года, и к рассматриваемым отношениям не применяются, поскольку на момент принятия оспариваемого Приказа не действовали.
Как следует из материалов дела Предприятие, обращаясь за установлением тарифа на водоотведение в качестве тарифообразующих затрат заявило в том числе затраты на перекачку сточной жидкости, очистку сточной жидкости, транспортирование и утилизацию сточной жидкости. Сведения о том, что Предприятие оказывает каким-либо потребителям - сторонним организациям отдельную услугу по очистке сточных вод в материалах тарифного дела отсутствуют.
В пояснительной записке к расчету тарифа указано на наличие у Предприятия канализационной сети, очистных сооружений. На наличие у Предприятия на балансе канализационной сети указывает и приложение № 1 к договору № 3 от 01.01.2011 года.
В заявлении Предприятия на установление тарифа отсутствовала просьба на выделение в составе тарифа на водоотведение тарифа на очистку сточных вод.
Представленные заявителем в материалы дела схема (л.д. 1, л.д. 49), акт приема-передачи основных средств от 08.01.1993 (т. 1, л.д. 30 - 33), справка (Т. 1, л.д. 34) достоверно не подтверждают, что Предприятие осуществляет Обществу только услугу по очистке сточных вод, также как и не опровергают доводы Предприятия об оказании им услуг по транспортировке сточных вод потребителям.
Тариф на водоотведение, оспариваемый в рассматриваемом заявлении, установлен РЭК для расчетов Предприятия со всеми потребителями городского поселения поселок Радченко Конаковского муниципального района (реестр - т. 2, д. 19), а не только для расчетов с Обществом.
Учитывая вышеизложенное РЭК правомерно установил для Предприятия тариф на осуществление услуги по водоотведению, рассматривая его как единый технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Иных разграничений стадий технологического процесса водоотведения действующее в момент принятия оспариваемого Приказа законодательство не предусматривало.
Имеющийся в материалах дела договор № 26/1 от 01.04 2010 года (т. 1, л.д. 20), заключенный между Предприятием и Обществом на прием сточных вод (водоотведение) также не свидетельствует о том, что Предприятием оказывалась Обществу только услуга по очистке сточных вод.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора в объем работ входит обслуживание комплекса очистных сооружений, передаточных устройств и оборудования водоотведения до границы раздела балансовой принадлежности инженерных сетей.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.3 указанного договора Предприятие обязуется принимать сточные воды в систему очистных сооружений канализации Предприятия от Абонента, осуществлять обновление основных фондов, замену изношенного и ветхого оборудования и инженерных сетей за счет собственных средств до границ балансовой принадлежности.
Анализ содержания названного договора позволяет сделать вывод, что Предприятие осуществляло услугу по приему сточных вод в систему очистных сооружений, что в соответствии с Правилами 167 образует технологический процесс водоотведения.
Существующий между Обществом и Предприятием спор о принадлежности канализационных сетей от базы "Верхневолжская" до очистных сооружений Предприятия, о границах балансовой принадлежности инженерных сетей не может быть разрешен в рамках дела о признании недействующим нормативного правового акта. Законность нормативного правового акта не может быть поставлена в зависимость от принадлежности сторонам того или иного имущества.
Кроме того, в рамках рассматриваемого дела заявитель не оспаривает экономическую обоснованность установленного РЭК тарифа, указывая лишь на неправомерное невыделение в его составе тарифа на очистку сточных вод для расчета с Предприятием за указанную услугу.
Вместе с тем, споры о полноте оказанной услуги и ее стоимости не являются предметом рассмотрения по делу о признании нормативного акта недействующим. В рамках дела А66-7391/2011 о взыскании с Общества задолженности по оплате услуг на водоотведение, установлен факт наличия договорных отношений между Обществом и Предприятием на прием сточных вод (водоотведение) и оказания услуг водоотведения Предприятием. При этом, Общество добровольно произвело оплату за оказанные услуги по оспариваемому тарифу.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд не находит, что оспариваемый Приказ противоречит Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", электроэнергетике", Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520.
Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. за рассмотрение дела подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных Закрытым акционерным обществом "Пансионат с лечением "Верхневолжский", п/о Радченко-1, требований отказать.
Признать Приказ Государственного управления "Региональная энергетическая комиссия" от 29.11.2010 года № 737-нп "О тарифе на услуги систем водоотведения, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Коммунальное хозяйство Радченко" для потребителей городского поселения поселок Радченко Конаковского муниципального района" в части установления тарифа для прочих потребителей тарифа в размере 54,24 руб./куб. (НДС не облагается), соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", электроэнергетике", Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Л.Ю.ГОЛУБЕВА

Судьи
О.А.БАСОВА
Е.А.БАЧКИНА


------------------------------------------------------------------